Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусский майдан. Хроника двух дней

© РИА Новости / Перейти в фотобанкБелорусская оппозиция провела несанкционированное шествие по центральному проспекту Минска
Белорусская оппозиция провела несанкционированное шествие по центральному проспекту Минска
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наша оппозиция научилась удивлять. Таков, видимо, вывод участников акций протеста, прошедших в Минске 19 и 20 марта. В первый день удалось вывести, а затем благополучно распустить почти 10 тысяч человек. Во второй, вопреки ожиданиям власти, которая спешно отпраздновала крах «джинсовой революции», требовать свободу на Октябрьскую площадь вышли столько же белорусов. Такого поворота событий явно не ожидали.

Наша оппозиция научилась удивлять. Таков, видимо, вывод участников акций протеста, прошедших в Минске 19 и 20 марта. В первый день удалось вывести, а затем благополучно распустить почти 10 тысяч человек. Во второй, вопреки ожиданиям власти, которая спешно отпраздновала крах «джинсовой революции», требовать свободу на Октябрьскую площадь вышли столько же белорусов. Такого поворота событий явно не ожидали.

Начало

К площади народ стал подтягиваться за час до оглашенного времени «Ч». Правда, особым желанием защищать свои права люди, как ни странно, не горели. За полчаса до встречи избирателей с А.Милинкевичем и А.Козулиным на площади прогуливалось несколько десятков человек. Сотрудники правоохранительных органов, пришедшие для охраны журналистов и представителей международной общественности, посмеивались.

— О чем вы думаете писать? — обронил руководитель пресс-службы МВД Виталий Гринкевич. — О дорожном движении по проспекту? Больше с площади ничего интересного не увидеть.

Чины МВД и ГУВД Минска информировали прессу, что собравшуюся сотню демонстрантов можно смело разделить на два. Мол, половина — работники милиции, которые пришли на митинг не по велению сердца, а по приказу.

Ситуация с «посещаемостью» главного демократического мероприятия последних пяти лет изменилась после 20.00. На площадь подтянулись активисты незарегистрированной организации «Зубр», появились флаги Евросоюза, Украины, России и «бел-чырвона-белыя». Прокатился слух, что милиция настроена решительно. Люди толпились у рекламного монитора и на тротуарах. А по залитому на площади катку чинно прогуливалась милиция, по словам которой сверху была спущена команда: демонстрантов не трогать — сами разойдутся.

Впрочем, силовики основательно подготовились к приему демонстрантов. На соседних улицах в боевой готовности стояло несколько десятков единиц специальной техники. Подходы к площади милиция не блокировала. По крайней мере, со стороны проспекта Независимости. Дворец Республики был огорожен и оцеплен милицией. Но не было подходов к площади со стороны и ресторана «Журавинка», и парка Горького. Видимо, блокпосты были выставлены для укрытия подготовленных на всякий случай автозаков и бронетехники. Станция метро «Октябрьская» закрыта: поезда идут без остановки. В подземном переходе выставлен наряд милиции, который не препятствовал доступу к площади. Отметим, 2 марта, когда А.Милинкевич собирал народ на площади Свободы, правоохранительные органы были менее демократичными. Тогда на борьбу с несанкционированным митингом были брошены лучшие силы МВД, а подходы к площади были перекрыты задолго до начала кампании.

Вечером 19 марта наблюдалась иная ситуация. После «артподготовки», которую провел КГБ в лице председателя С.Сухоренко, ожидалось, что народ в лучшем случае не пустят на площадь, в худшем — объявят террористами со всеми вытекающими последствиями. Не случилось ни того, ни другого. На встречу с оппозицией, как ни странно, доступ получили все желающие. К 20.15 площадь была заполнена более чем наполовину.

Люди разозлились

Видимо, прав был А.Лукашенко, заявляя в день выборов, что «люди разозлились». Несмотря на все попытки запугать готовящимися оппозицией на Октябрьской площади провокациями и даже терактами, минчане пришли к 20 часам на это «страшное» место.

В 2001 году в день президентских выборов на площадь вышло не более тысячи человек. Их никто не запугивал, ничем не угрожал. Но их было мало.

Массовость же нынешнего выступления — лакмусовая бумажка состояния общества. И то, что тысячи не побоялись и вышли высказать свое мнение, более весомый показатель, чем данные ЦИКа.

Люди действительно разозлились. Эта злость от того, что изменить ничего не можешь. Эта злость повела людей на площади. Как сказал один из митингующих, пусть я попаду под «раздачу» омоновцев, но зато мне детям в глаза нестыдно будет смотреть.

Большая часть пришедших на Октябрьскую — молодежь. Те, которые задумались о своем будущем.

Лидеры задерживаются

По данным МВД, в 20.30 на площади было около 9 тысяч человек. Оппозиция называла гораздо большую цифру. Ни Милинкевича, ни Козулина среди митингующих пока не было. Возможно, протест зачах бы на корню, если бы на плазменном рекламном экране не началась трансляция программ ОНТ. Появление на экране знакомых лиц спровоцировало на активное выражение протеста результатам голосования.

Оглушительную победу Лукашенко площадь встретила скандированием: «Ганьба!», «Милинкевич!». Кто-то из иностранных журналистов даже пошутил, что рекламой на площади ведает человек, явно сочувствующий оппозиции. Программа ОНТ удержала народ. Отсутствие на площади главных инициаторов протеста породило слухи, что их блокировали спецслужбы. Единый кандидат появился неожиданно. К тому времени площадь была практически свободной — митингующие отхлынули к Дворцу профсоюзов, оккупировав ступени. Визуально казалось, что людей стало гораздо меньше. Даже работники ГАИ, которые вначале едва успевали расчищать проспект для движения, успокоились. О том, что Милинкевич у Дворца профсоюзов, можно было только догадываться. Отсутствие громкоговорителя Александр Милинкевич заменил своими природными голосовыми возможностями. Звукоусиливающую аппаратуру подвезли с опозданием.

Отсутствие зажигательных речей охладило пыл многих. К 22 часам площадь стали покидать десятки, так и не поняв, что делать дальше. Общую картину народного протеста подпортила и погода. Внезапная яростная метель, которая возникла буквально ниоткуда, за несколько минут умерила революционный пыл. Снег был необычный. Непривычно сухой и гранулированный. В толпе проползло: включили снежные пушки. Версия разгона демонстрации снегом обошла многие печатные СМИ близкого и дальнего зарубежья. Но снежная буря не прокатилась по всему Минску и Минскому району. Подводя итоги провалившейся революции, А.Лукашенко обмолвился, что метель якобы была только на Октябрьской площади.

Заметим, что демсилам в день президентских выборов всегда не везет с погодой. В 2001 году площадь накрыл ливень. В этом метель буквально заморозила многих митингующих и вынудила ретироваться с площади задолго до окончания акции.

Не любит природа белорусские выборы.

Продолжение следует

К 22 часам организаторы митинга начали решать, что делать дальше. Распускать народ не хотелось: завтра столько не соберем, нужно продержаться до утра. Конкретных способов удержания площади никто из окружения Милинкевича не предложил. Украинский вариант с горячим питанием и палатками даже не обсуждался. Утверждали, что отказ от площади равносилен поражению. Но призыв оставаться на морозе вряд ли нашел бы поддержку масс. Было принято решение объявить перерыв до вечера следующего дня и дать очередной бой.

Закончился митинг, который чиновники уже успели окрестить неудавшейся революцией, мирным шествием на площадь Победы. Правоохранительные органы демонстрантам не препятствовали: к тому времени число митингующих заметно поубавилось.

Революционный перелом

Митинг на Октябрьской в понедельник начался спокойно и буднично. Неторопливо расчехляли флаги и транспаранты, занимали удобные места у Дворца профсоюзов, смеясь, обсуждали пресс-конференцию А.Лукашенко. Лед на катке у Дворца Республики был отменным. Этим воспользовалось несколько юношей. Надев коньки, они совершали круги по площади с «бел-чырвона-белымi» флагами. Выглядело очень даже красиво.

К 19 часам на площади собралось около 6–7 тысяч человек. Кандидаты в президенты от демократических сил на этот раз не заставили себя долго ждать. Первым выступил Александр Милинкевич. Он отметил, что сегодня власть самоизолировалась от народа. Она не согласилась на прямые телебаты и не пришла на площадь, так как ей нечего сказать людям. «Мы не признаем эти выборы, — заявил он. — Это не выборы, а антигосударственный переворот. Нам нужна власть закона, а не власть силы. Требуем настоящих выборов». А.Милинкевич озвучил и замысел митинга. Он призвал участников акции протеста не расходится. «Мы в своем городе, на своей земле и на своей площади и будем стоять. За нами закон, правда и справедливость!» Он также попросил всех, кто может остаться на площади, передать родным и друзьям, чтобы те подвезли теплую одежду, чай, кофе.

Слово взял Александр Козулин. Он подчеркнул, что белорусский народ наконец-то проснулся, а Лукашенко остался в историческом прошлом, окончательно перейдя в разряд последних диктаторов Европы. А.Козулин также призвал белорусский народ ценить свою историю, которая началась не с 1944 года, как сегодня пытается представить это власть, а с Великого княжества Литовского, Новогрудского княжества, Белорусской Народной Республики. По словам Козулина, белорусы всегда отстаивали свою свободу и должны это сделать сейчас.

Оба демократических политика заявили о своем непризнании прошедших выборов. Затем митингующие приняли заявление от имени белорусского народа о проведении президентских выборов 16 июля 2006 года.

Выступления кандидатов в президенты перемежались с выступлениями музыкантов. Площадь пела. Ей вторили сигналами проезжающие по проспекту автомобили.

Выступил лидер группы «N.R.M.» Лявон Вольский. Обращаясь к присутствующим на площади иностранным журналистам, он попросил передать приглашение выступить в Беларуси знаменитой ирландской группе «U2», а находящиеся под неофициальным запретом в Беларуси группы готовы выступить перед концертом ирландцев.

Около 20 часов вечера количество людей не изменилось. Над площадью появилась стая белых голубей. Это истолковали так: белорусы станут свободными. А.Милинкевич призвал присутствующих проявить волю и не расходится.

На импровизированной трибуне митинга отметились представители независимых российских наблюдателей, которые заявили, что выборы были сфальсифицированы, и оппозиционные активисты. Выступления неоднократно прерывались скандированием «За свободу!», «Милиция с народом!». А сотрудники силовых ведомств, похоже, пребывали в растерянности. То, что госорганы оказались не готовыми к проведению второго массового митинга, было видно и по тому, что все независимые интернет-издания работали в штатном режиме.

Прозвучал призыв запасаться едой и теплой одеждой и остаться на митинге. Этого митингующие ждали еще в первый день. Это чем-то напоминало украинский сценарий. Примечательно, что 20-го в Минск приехали представители регионов. Ближе к 21 часу на площади появилась пища из близлежащего МакДональдса. К этому времени было опровергнуто заявление А.Лукашенко, что на Октябрьской площади нет места для палаток. Для двух брезентовых сооружений в 21 час по минскому времени оно нашлось.

Второй день митинга стал если не революционным, то эволюционным. Оппозиция впервые проявила грамотный подход к организации подобных мероприятий. На момент сдачи номера ситуация вокруг Октябрьской площади продолжает оставаться напряженной. Митингующих становится все больше, правоохранительные органы не предпринимают попыток пресечь несанкционированный митинг. Как будут развиваться события дальше, предсказать сложно. А.Милинкевич призвал довести количество палаток на площади до 50.