В последние годы нефтяные компании, работающие в непредсказуемых российских условиях, могут быть твердо уверены в одном: вступив в борьбу с Владимиром Путиным и его союзниками, вы выйдете из схватки побитым, униженным и разоренным.
Сегодня путинский сценарий, использованный в своё время для расправы с такими гигантами, как Royal Dutch Shell, TNK-BP и Юкос, похоже, показался привлекательным авторитарному президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который решил построить на его основе свои отношения с компаниями BG Group, Eni, Chevron и Лукойл, участницами крупного международного нефтегазового проекта «Карачаганак».
Вполне в духе расправы газового монополиста России, «Газпрома», над газовыми проектами «Сахалин-2» компании Shell и «Ковыкта» компании TNK-BP, казахское правительство обрушило на консорциум «Карачаганак» шквальный огонь штрафов, уголовных обвинений и налоговых притеснений.
Поначалу всё шло довольно безобидно. Затянувшийся спор между казахским правительством и консорциумом об акцизных пошлинах, казалось, близился к полюбовному разрешению на разумной основе. Но вдруг правительственные чиновники и глава государственной казахской нефтяной компании «Казмунайгаз» заговорили о своём горячем стремлении приобрести пакет акций «Карачаганака», единственного крупного нефтегазового проекте в стране, находящегося на 100% в собственности иностранного капитала.
По утверждению обеих компаний, Eni и BG Group, никаких переговоров о продаже значительной доли проекта «Карачаганак» компании «Казмунайгаз» не велось; впрочем, последующее развитие событий не оставило у них никаких сомнений в том, что такое бизнес в представлении казахов.
В качестве первого шага министр энергетики Казахстана в январе этого года пригрозил аннулировать нефтяные и газовые контракты и повысить налоги. Затем последовал штраф на 21 миллион долларов, якобы за нанесение ущерба окружающей среде, имевшее место в 2008 году. А с начала марта начались прокурорские проверки консорциума на предмет соблюдения им трудового и миграционного законодательства.
Ставки растут: сегодня казахские структуры, ответственные за поддержание финансового порядка в стране, начали уголовное расследование по делу о незаконной прибыли в размере 708 миллионов долларов, якобы полученной консорциумом за счет нарушения им производственной квоты на 2008 год.
Мало кто из наблюдателей считает, что в предъявленных обвинениях есть какое-то рациональное зерно; впрочем, в качестве тактики запугивания с целью заставить компании уступить требованиям правительства, они могут оказаться достаточно эффективными.
По мнению аналитика Evolution Securities Ричарда Гриффита (Richard Griffith), «все эти обвинения и контробвинения – часть единого процесса такого рода». Скорее всего, консорциум уступит давлению и продаст акции «Карачаганака» «Казмунайгазу» - по словам Гриффита, «в настоящее время обсуждается цена, по которой они пойдут на эту уступку.
В России такой поворот событий – явление заурядное. В свое время Shell уступила контроль над Сахалином-2 «Газпрому». Компания TNK-BP сначала соглашалась продать большую часть Ковыктинского месторождения «Газпрому», но сейчас в борьбу, похоже, вступила еще одна ведущая государственная компания России, «Роснефть».
Так что участники проекта «Карачаганак» могут утешиться сознанием того, что они в хорошей компании.
И, вероятно, казахское правительство тоже одержит верх. Однако последствия этой победы могут оказаться для него небесспорными.
«Если казахское правительство будет вести себя совсем уж глупо… если они не смогут мирно решить спорные вопросы со своими партнерами, в них просто перестанут инвестировать, как это произошло в России и в Венесуэле», - заметил Гриффит.