Уступки, на которые был вынужден пойти «Газпром» в прошлом месяце, пересмотрев условия своих долгосрочных контактов с энергетическими компаниями Европейского Союза, стали первым знаком того, что крупнейший монополист экспорта российского газа начинает реагировать на изменения на мировом газовом рынке.
Этот жест, предпринятый с целью как-то скомпенсировать выход на рынок более дешевого сжиженного природного газа (СПГ), угрожающий позициям «Газпрома», который поставляет более 25 процентов газового импорта в ЕС, очевидно, стал кульминационным пунктом давления, оказываемого на газовый гигант в течение уже более года.
«Газпрому» приходится сражаться на всех фронтах; в прошлом году он столкнулся с падением доходов и снижением добычи газа. Из-за уменьшения спроса отложено начало двух флагманских проектов: разработку месторождения Бованенково и обширного Штокмановского месторождения.
Новая ситуация неопределенности отразилась на биржевом курсе акций компании: их цена, в середине 2008 года составлявшая более 60 долларов, упала на 63 процента, и теперь равняется примерно 22 долларам, - несмотря на все заверения, что снижение мирового спроса носит временный характер, и 2013 году он, вероятно, восстановится.
По мнению экспертов, давление на «Газпром», возможно, будет расти – договорные цены, которые уже сейчас на 25 процентов ниже, чем цены по длительным контрактам для холодной зимы, летом ещё упадут; в то же время международные нефтяные компании ожидают, что в Европе повторится американский бум добычи сланцевого газа.
По мнению критиков, модель развития «Газпрома» нацелена на построение газовой империи и в значительной мере находится под влиянием геополитических амбиций Владимира Путина, бывшего президента, не утратившего своего влияния и на посту премьера.
Однако правительство, видимо, начинает понимать, что изменения необходимы. С тех пор как заместителем премьер-министра, отвечающим за энергетический сектор, стал Игорь Сечин, давление на «Газпром» с требованием уступить большую долю внутреннего газового рынка независимым производителям возросло.
Игорь Сечин – ещё и председатель Совета Директоров «Роснефти», группы нефтяных компаний, контролируемой государством. Доля ее на рынке, как и доля компании НОВАТЭК, второго по величине производителя газа в стране, увеличилась.
Промышленные руководители высказали мнение, что политика предоставления доли рынка независимым производителям, возможно, имеет смысл.
Рост поставок газа от независимых компаний типа НОВАТЭК позволит «Газпрому» и дальше тянуть с капиталоемкими инвестициями в развитие крупных месторождений, таких как Штокман и Бованенково, что будет весьма кстати, если его доходы ограничатся в связи с более активным использованием в Европе ожиженного природного газа.
«Газпром» всё-таки надеется, что добыча в густонаселённых областях Европы сланцевого газа рано или поздно иссякнет по экологическим соображениям - это спасло бы его долю на европейском газовом рынке.
Такой взгляд разделяют и некоторые аналитики. По последнему прогнозу консалтингового агентства Wood Mackenzie, доля «Газпрома» на европейском рынке к 2015 году в связи с расширением использования в Европе ожиженного природного газа может упасть с 29 до 24 процентов. Однако к 2030 году, по мере роста спроса на газ, она, по прогнозам того же агентства, снова увеличится и достигнет 30 процентов.