Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Песах – не тот праздник, когда полагается анализировать события и подводить итоги (совершать "хешбон нефеш"). Это не Йом-Кипур. Но, тем не менее, речь идет о празднике, который посвящен исходу из Египта, переходу от рабства к свободе. Речь идет о празднике, который символизирует рождение еврейского народа. А поэтому во время пасхальной трапезы стоит задать себе традиционный вопрос "ма ништана". Насколько мы приблизились к свободе за последние 62 года?
Проанализируем ситуацию в двух, наиболее важных, сферах: государственно-политической и социально-экономической.
В государственно-политической сфере, на первый взгляд, победило левое мировоззрение. Выясняется, что правый лагерь принял древнюю государственную концепцию о "двух государствах для двух народов". Факт: даже Биби Нетаниягу напевает нехирую песенку, которая когда-то была гимном Ури Авнери.
Однако речь идет классическом обмане в стиле Нетаниягу. Он просто украл лозунг о двух государствах у левых для того, чтобы использовать его в пропагандистских целях. Он и не думает реализовывать эту идею на практике. Нетаниягу продолжает строительство в арабских кварталах Восточного Иерусалима, и в Шейх-Джерахе, и в Силуане, продолжает расширять еврейские кварталы на севере Иерусалима, а также тайно поддерживает строительство в еврейских поселениях Западного берега, несмотря на "временное замораживание".
За все это он платит немалую политическую цену: кризис в отношениях с Соединенными Штатами, глубокая личная неприязнь со стороны Барака Обамы, унизительное отношение к нему во время последнего визита в Вашингтон. Но Нетаниягу, утирая плевки, говорит себе: обиды и оскорбления – не главное; главное – это Земля Израиля, Эрец-Исраэль.
Нетаниягу не намерен предлагать палестинцам создание жизнеспособного государства в границах 67-го года. Он предлагает им создание некоего государственного образования, состоящего из трех частей, не связанных между собой территориально, без какого-либо палестинского контроля над кварталами Иерусалима, который скоро сольется с Рамаллой.
Предлагаемое Нетаниягу государственное образование не будет включать в себя Иорданскую долину (там будут дислоцированы подразделения ЦАХАЛа). В самом сердце этого палестинского образования будут существовать два израильских анклава (Ариэль и Маале-Адумим). Нет ни одного палестинского лидера, который согласится на подобное решение. И именно в этом состоит цель Нетаниягу.
В этом также заключается цель поселенцев. Ведь именно они определяют государственно-политическую повестку дня страны вот уже 43 года. Моше Левингер войдет в историю, как человек, чьи действия оказали решающее влияние на судьбу Израиля, когда он повел людей движения Гуш-Эмуним в деревню Себастия. После этих событий стали создаваться поселения в Самарии.
С тех пор мы строим поселение за поселением, движемся от одной интифады к другой, от войны к войне. Ведь война это наше предназначение. Скоро, за праздничным столом, мы прочтем в пасхальной Агаде о том, что "в каждом поколении у нас есть враги". Если это так, то в чем наша вина?
Особенно больно наблюдать за тем, как все перевернулось с ног на голову. Арабы превратились в людей, стремящихся к миру, а мы стали фронтом отказа. В воскресенье исполнится 8 лет с тех пор, как была принята Саудовская мирная инициатива". Арабские государства выразили готовность нормализовать отношения с Израилем взамен на отступление к границам 67-года. Израиль даже не потрудился дать какой-либо ответ на эту инициативу. В том же (2002) году младший Асад предложил мирное соглашение между Сирией и Израилем в обмен на отступление с Голанских высот. Протянутую им руку Израиль пренебрежительно отверг. Так же Израиль отнесся к Абу-Мазену, назвав его "слабым лидером" и увеличив темпы строительства на Западном берегу.
Теперь проанализируем социально-экономическую ситуацию. Здесь также одержали победу правые. Отцы-основатели государства были социалистами и полагали, что государство знает лучше своих граждан, что надо делать с деньгами. Поэтому необходима сильная централизованная власть, большой государственный бюджет, высокие налоги, протекционистская защита местного производства, распределение капитала в соответствии с государственным планированием. Иными словами, плановая экономика советского стиля.
Но в 1985 году произошли революционные изменения. Группа молодых экономистов в министерстве финансов стала разворачивать руль государственно-экономической машины в совершенно ином направлении. Они требовали уменьшения госбюджета, снижения налогов, более открытой экономической политики, большей конкуренции на внутреннем и зарубежном рынках, либерализации валютной политики. Короче, они настаивали на свободном рынке.
Правые экономисты победили. И результаты этой победы мы ощущаем ежедневно: экономическая стабильность, растущий экспорт и повышающийся уровень жизни. У этого успеха есть важная социальная сторона: когда свободная рыночная экономика процветает, граждане богатеют, растут налоговые сборы, можно выделить больше денег на социальные нужды.
Вот вам израильская аномалия: государственно-политическое положение – опасное и вызывает отчаяние. Экономические успехи страны - внушительны. Однако именно сочетание двух этих факторов рождает атмосферу всеобщего пессимизма. Когда-то была надежда на лучшее будущее. Когда-то родители говорили своим детям: "Когда вы вырастите, вам не придется служить в армии". Когда-то уехать из страны было стыдно. Когда-то мы верили, что мир и спокойствие наступят в самое ближайшее время.
Сегодня всеми овладел пессимизм. Многие задают себе вопрос, будет ли это государство существовать через 20 лет. Родители больше не стыдятся рассказывать о том, что их дети отправились искать счастья за границей. Выясняется, что один лишь экономический успех не спасает от отчаяния и пессимизма.