Любой уважающий себя российский политик, начиная с президента Дмитрия Медведева, предлагает свой проект «модернизации» страны. Несмотря на огромные ресурсы (а, может, именно из-за них), в России наблюдаются признаки застоя. Уютно обосновавшаяся во власти элита, похоже, вообще утратила способность к проведению реформ. Общество, скептически оценивающее свои возможности влиять на политику, раздроблено и ушло в глухую оборону. И все же, слово «модернизация» звучит все чаще, а необходимость перемен просто витает в воздухе, как и 25 лет назад, когда Михаил Горбачев начал перестройку в СССР.
Тема модернизации обсуждается достаточно широко, в средствах массовой информации и просто между людьми. Выдвигаются варианты на любой вкус, от «технологического обновления» до «демократизации», включая «новую индустриализацию». Некоторые пытаются проанализировать роль культуры, психологии и русского исторического наследия.
Толчок этому процессу дал сам президент, опубликовав в сентябре прошлого года статью под названием «Вперед, Россия!», которую можно рассматривать как своего пода манифест модернизации. Учитывая то, что Медведев является активным пользователем интернета, в России есть блоггеры и сайты, на которых размещаются статьи, рассчитанные на то, что глава государства их прочтет за завтраком. Позиция Медведева резко отличается от взглядов главы правительства Владимира Путина, считающему, что половина размещаемых в интернете материалов – это «порнография».
Недавно Медведев поставил в неловкое положение нижегородского губернатора Валерия Шанцева, спросив, пользуется ли тот интернетом, чтобы узнать о царящих в обществе настроениях. Шанцев признался в своей отсталости в данном вопросе, и теперь не исключено, что некоторые российские региональные руководители откроют свои персональные странички в интернете. Среди наиболее убежденных сторонников модернизации следует отметить заместителя главы президентской Администрации Владислава Суркова, активно занимающегося сейчас созданием научного комплекса по разработке и внедрению новых технологий, российского аналога калифорнийской Силиконовой Долины. Сурков делает ставку на государство, а не на общество. «Консолидированная власть в России является инструментом модернизации», подчеркивает он. «Я даже рискну сказать, что единственным», добавляет высокопоставленный чиновник.
Сотрудники Института Современного Развития (ИНСОР), возглавляемого Игорем Юргенсом и находящегося под покровительством Д.Медведева, считают, что без «демократизации» нет «модернизации». В своем докладе "Россия XXI века: образ желаемого завтра" руководство ИНСОРа предлагает конкретные меры, прямо противоречащие тем, что проводятся в жизнь начиная с 2000 года. Среди прочего предлагается вернуться к прямым выборам губернаторов, сократить срок пребывания президента у власти (который был увеличен до шести лет), изменить избирательное законодательство с целью расширения спектра политических сил, провести реформу министерства внутренних дел, а также создать гражданский орган, осуществляющий независимый контроль над спецслужбами.
Медведев заявил, что отчасти согласен с положениями доклада, подготовленного ИНСОРом. По крайней мере, это результат умственной деятельности, а также «программа для кандидата в президенты России на выборах 2012 года», считает один из авторов доклада Евгений Гонтмахер. Юргенс призвал Медведева порвать с эпохой «стабилизации» в лице Путина и решиться пойти на выборы 2012 года со своей собственной программой. «Ты, президент, провозгласивший курс на модернизацию, прояви силу воли, явись и осуществляй ее, а мы тебе окажем полную и ответственную поддержку», заявил он в одном из интервью. Мысль о том, что глава государства им покровительствует, правильная или нет, помогает аналитикам ИНСОРа высказывать свое видение проблем региональным руководителям, не всегда четко представляющим соотношение сил в Кремле, в чем удостоверилась я сама, побывав в городе Владимире.
А тем временем министерство иностранных дел РФ обратилось к экспертам ИНСОРа с просьбой разработать проект «партнерства ради модернизации», новое направление диалога между Москвой и Брюсселем, которое должно быть одобрено на майской встрече в верхах. Повестка дня из 10 пунктов, предложенная Евросоюзом, включает укрепление правового государства и диалога с гражданским обществом, а также между разными сообществами. Есть также такие, которые считают, что «модернизация» - это своеобразная вторая перестройка.