Экономический феномен Китая не только восхищает, но и вызывает много вопросов. Ещё в 1978 г. начатые реформы успешно претворяются в жизнь, а почти два года бушующий кризис только выявила силу «азиатского тигра». Как в ноябре прошлого года сообщило агентство «Reuters», в течение кризисного года количество миллиардеров в Китае выросло с 101 до 130. В мире же их число уменьшилось на 23 процента. Однако данная тенденция не коснулась Китая, где каждый третий миллиардер является членом Коммунистической партии.
Мировой банк прогнозировал, что китайская экономика в 2009 г. вырастет на 7,2 процента, а российская упадёт на 7,9 процента. И действительно, в начале этого года ежедневная китайская газета «RenminRibao» написала, что в прошлом году ВВП Китая вырос на 8,7 процента.
Однако, как пишет журнал «ABC», Китай всё ещё занимает 100-ое место в мире по показателю ВВП в расчёте на душу населения. Причина этого – не только миллиардное население страны. Лауреат Нобелевской премии П. Кругман пишет о том, что Китай манипулирует своими валютными резервами, которые стремительно растут и сегодня составляют 2,3 триллиона долларов. Пекин продаёт юани и скупает иностранную валюту, таким образом стимулируя свой экспорт. Такие действия П. Кругман называет извращённой денежной политикой, вредящей не только курсу юаня и Америке, но и всей мировой валютной системе. Кроме того, искусственно поддерживаемый дешёвый юань заставляет Китай подчиняться американской финансовой политике.
Вашингтон ещё в прошлом году начал убеждать Пекин в необходимости изменить тактику юаня, чтобы Китай помог «заново сбалансировать» мировую экономику. В начале февраля китайские специалисты утверждали, что во второй четверти этого года юань может быть ревальвирован на 5 процентов. Однако на недавно проходившем Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая (КПК) премьер страны Вен Ябао отмёл призывы по пересмотру курса юаня и посоветовал «не политизировать данный вопрос» и не перекладывать проблемы одних стран на плечи других.
Очевидно, что ценность доллара падает. Поэтому Китай, Индия и Россия договариваются о том, чем его заменить. По сообщению «Reuters», такой заменой мог бы стать юань. Редактор журнала «ChinaEconomicQuarterly» А. Краббер заявил, что «через 5-10 лет юань будет играть важную роль в мире, а через 10-20 – он может стать резервной валютой».
Вопрос заключается лишь в том, нужно ли это коммунистическому Китаю? Ведь тогда надо будет менять структуру китайских финансовых рынков и учитывать интересы инвесторов. Поэтому КПК боится выпустить бразды правления из своих рук. Глава Банка Китая заявил, что для стабилизации мировой финансовой системы необходимо создать новую комбинированную резервную валюту в рамках МВФ, так называемую денежную единицу расчёта SDR (specialdrawingrights).
Бывший госсекретарь США Г. Киссинджер высказал острую критику в адрес американской «имперской идеологии» в отношении Китая и выразил мнение, что «китайцы не доверяют Америке в области решения важнейших политических проблем». До кризисана Вал Стрите китайцы верили в американскую модель и даже хотели её копировать. Однако безответственность крупнейших финансовых институтов шокировала Пекин, и он разочаровался в системе «идеальной демократии». Сегодня, по словам Г. Киссинджера, китайцы не хотят, чтобы доллар доминировал на мировых рынках. Однако они не спешат, всё взвешивают и начнут действовать только тогда, когда придёт время.
Пока мир тонет в пучине проблем, Китай ищет по миру, во что бы вложить свой хотя и слабый, но перспективный юань. Уже в пятидесятые годы прошлого столетия он обратил внимание на Африку. Пекин предложил её странам 10 миллиардов долларов льготных кредитов на трёхлетний период, и это должно послужить новым импульсом для усиления позиций Китая на чёрном континенте. В страны Африки текут китайские товары, продукты питания и оружие, а взамен Китай хочет получать обильные и дешёвые африканские природные ресурсы.
Однако ненужно думать, что экономические усилия Китая направлены лишь на внешние рынки. На вышеупомянутом Всекитайском съезде КПК было принято решение выделить огромные средства на социальные нужды. Проблема Китая заключается в угрожающих различиях между городом и селом, индустриальной периферией и отсталой глубинкой. Вот почему сегодня огромные валютные запасы скопивший Пекин наибольшее внимание собирается уделить здравоохранению, образованию, строительству жилья, сельскому хозяйству и созданию новых рабочих мест.
Как пишет «АВС», не следует думать, что руководители Китая не знают, что делают: они хорошо выучили уроки мирового кризиса, и спасают свою империю и свой имидж, принимая во внимание фактор миллиардной толпы. Как бы это не нравилось Вашингтону, Дели или Москве, но азиатский «тигр» всё ещё скалится.