Премьер-министр Владимир Путин управляет страной с самолета. Цель его странствий вполне очевидна: он пытается вернуть России экономический рост, прекратившейся в прошлом году.
По России мировой кризис ударил сильнее, чем по другим крупным развивающимся экономикам. Ее внутренний валовой продукт сократился в 2009 году на 7,9 процентов, в то время как в Китае, Индии и Бразилии – остальных странах объединяющей крупные развивающиеся экономики группы БРИК – он продолжил расти.
Путин, которого журнал Forbes считает третьим по влиятельности человеком в мире, пообещал в 2000 году, когда в первый раз стал президентом, удвоить за десять лет российский ВВП. Кризис остановил его на полпути к этой цели.
Сейчас Путин, по истечении двух президентских сроков продолжающий возглавлять страну в качестве премьер-министра, зачастую играет намного более заметную, чем президент Дмитрий Медведев, роль в общении с лидерами российского бизнеса, сообщая им, какого вклада в экономику от них ожидает власть.
«Я в третий раз Вас спрашиваю, когда Вы собираетесь подписать этот контракт, Вы меня что, не слышите?» - обрушился Путин на встрече в прошлом декабре на заместителя главы газовой монополии «Газпром» Александра Ананенкова – пожилого человека со слуховым аппаратом.
Речь шла о закупке «Газпромом» построенных в России судов. Ананенков хотел подписать вместо жесткого контракта только гарантийное письмо.
Встреча проходила во Владивостоке – портовом городе на Тихом океане, служащем центром российской судостроительной промышленности, которая, по мнению Путина, должна стать одним из двигателей экономического роста. За прошлый год эта отрасль, сильно пострадавшая после распада Советского Союза, выросла на 68 процентов.
Господствовавшая в России до кризиса модель роста основывалась на растущей цене на нефть и дешевых иностранных кредитах. Новый рецепт Путина основан на принципе кнута и пряника и подразумевает государственную финансовую помощь и посредничество в сделках, изменение законодательства и прямые директивы со стороны государства.
Устремление создает реальность
Джим О'Нил (Jim O'Neill), экономист из Goldman Sachs, придумавший термин «БРИК», считает, что политика Путина может принести плоды, «если не окажется имитацией». Россия стала в этом году для Goldman Sachs одним из приоритетных направлений деятельности.
«Все говорят, что в России всегда будет одно и то же, но стоит учесть, что, когда речь идет о стимулировании экономического роста, устремления создают реальность», - заявил Reuters О'Нил.
«Таким образом, главное здесь - должным образом сконцентрироваться на ключевых вопросах. В их число, в частности, входит создание благоприятного климата для неэнергетических предприятий».
Российские промышленники, тоскующие по временам советской промышленной мощи, утверждают, что монетаристская политика, которую государство вело с момента распада Советского Союза, игнорировала развитие промышленности и превратила Россию в нефтегосударство.
Став в мае 2008 года премьер-министром, Путин обратил свое внимание на те секторы экономики, у которых он видел потенциал для развития – на ядерную энергетику, оборонную и автомобильную промышленность, самолетостроение, судостроение, нефтехимический сектор и сельское хозяйство.
Новая промышленная политика должна привести к появлению конкурентоспособной продукции российского производства, такой как ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 или невидимый для радаров истребитель пятого поколения, аналогичный американскому F-22 Raptor.
Еще один проект Путина - диверсификация маршрутов экспорта российских энергоносителей. Помимо геополитического значения он также должен положительно сказаться на инвестиционных планах российских госмонополий, таких как «Газпром» и «Транснефть».
Эти многомиллиардные проекты дополнительно служат двигателями промышленного роста, превращаясь в заказы на трубы, турбины и так далее.
«Я недавно был в Уфе на трансформаторном заводе. Замечательное предприятие, новое, красивое, современное, но все-таки 70 процентов силовых трансформаторов вы пока импортируете», - упрекнул Путин председателя «Федеральной сетевой компании» Олега Бударгина.
Немного разогреть экономику
Большинство зарубежных поездок Путина имеют отношение либо к энергетической дипломатии, либо к лоббированию контрактов с российскими оборонными и атомными компаниями.
Во время своего мартовского визита в Индию Путин подписал ряд контрактов в общей сложности на сумму в 10 миллиардов долларов - в том числе контракт на строительство 16 ядерных реакторов - и заявил, что Россия хочет поставить под свой контроль четверть мирового рынка ядерной энергетики.
Путин также намерен поддерживать строительный сектор, темпы роста которого во времена нефтяного бума выражались двузначными цифрами и в котором перед кризисом возникли ценовые «пузыри».
«Мы… должны рынок немножко разогреть. Перегрева не нужно, но поддержка нужна», - заметил Путин в ходе обсуждения проблем строительной отрасли. Он планирует ввести в ней схему государственной поддержки ипотеки с низкими процентными ставками для покупателей жилья.
Перспективные сектора экономики получают щедрое финансирование от контролируемых государством банков, руководители которых сопровождают Путина в его поездках.
Отдельную угрозу для восстанавливающегося экономического роста представляет собой вызванное новым ростом цен на нефть укрепление рубля, подрывающее конкурентоспособность местных производств.
Тем не менее, Путин продолжает отказываться решать эту проблему путем восстановления контроля над движением капиталов, и это - в долговременной перспективе - должно благоприятно сказаться на инвестиционном климате.
«Они в этом году взяли хороший старт. Я впечатлен», - говорит О'Нил.