Глава Федерального агентства по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, после встреч с полномочными представителями стран НАТО в Брюсселе, подверг альянс жесткой критике за отказ уничтожать посевы опиумного мака в Афганистане, на чем настаивала Россия.
Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай мотивировал этот отказ несколькими причинами. Он подчеркнул, что эта мера нецелесообразна, поскольку движение «Талибан» располагает большими запасами опия на своих складах и может торговать наркотиками несколько лет, даже не пополняя эти запасы. Разовую акцию по уничтожению маковых полей в альянсе считают бессмысленной и необдуманной, ведь борьба с посевами ухудшает отношения с местными жителями, к тому же, НАТО не может допустить того, чтобы население одной из беднейших стран мира осталось без средств к существованию и не получило ничего взамен.
«Такой гуманный подход к плантациям опиумного мака, такая трогательная забота о крестьянах, которые вынуждены, ввиду отсутствия средств к существованию, возделывать опиумный мак, по меньшей мере, удивительны... Это заявление, мягко говоря, противоречит решениям Генеральной ассамблеи ООН, которая впервые вынесла решение о политическом императиве и обязанности всех стран, которые имеют отношение к проблеме ликвидации наркопроизводства, уничтожать наркосодержащие плантации. Эта же политическая воля была закреплена в решении Ассамблеи, которая состоялась в сентябре 2009 г. Все страны НАТО также являются членами ООН, и все дружно голосовали за эту политическую резолюцию. А здесь говорят: «Мы заниматься этим не будем». Фактически, отказываются от этого. По сути, это отказ от законно установленных требований всего мирового сообщества», – заявил г-н Иванов на пресс-конференции в РИА Новости.
Но у каждой стороны – России и альянса – здесь своя правда. Афганистан производит 93% мирового героина. Российская наркомания подпитывается, в первую очередь, именно этим героином. Он составляет более 20% от всех поставок. В абсолютных цифрах, это около 80 тонн героина в год, что стоит здоровья и жизни десяткам тысяч молодых россиян, оказавшихся на игле. Такие цифры объясняют жесткую реакцию России на отказ уничтожать маковые плантации. Кроме того, Виктор Иванов напомнил коллегам из Северо-Атлантического альянса, что потери гражданского населения стран Европы от афганских опиатов в 50 раз превышают потери военного контингента НАТО в Афганистане.
С другой стороны, опыление полей химикатами – задача больше сельскохозяйственная, чем армейская. А в Афганистане это неизбежно превратится в крупномасштабную и рискованную воинскую операцию, вне зависимости от того – солдаты, или требующие усиленной охраны гражданские специалисты возьмутся за уничтожение мака. Вооруженное сопротивление афганских «маковых фермеров» гарантировано в обоих случаях.
«Так просто уничтожать, конечно, нельзя. Это приведет ко всеобщему восстанию, потому что афганская экономика сейчас, во многом, зависит именно от опиума», – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» военный аналитик Павел Фельгенгауэр.
Войска коалиции в Афганистане, в решении опиумной проблемы, руководствуются доктриной Барака Обамы. В отличие от Джорджа Буша-младшего, ратовавшего за безальтернативное уничтожение плантаций мака, г-н Обама предложил вовлекать афганских крестьян в разведение других культур и материально поощрять тех, кто добровольно отказывается растить мак. Армии же надлежит разобраться с наркобаронами, переработчиками, контрабандистами и движением «Талибан». Эксперты заметили вскоре определенный прогресс – количество посадок опиумного мака сократилось почти на четверть.
В целом же, специалисты полагают, что за, без малого, девять лет присутствия войск НАТО в Афганистане и отдельные успехи, эффективное решение проблемы наркоторговли в этой стране не найдено. Это подтверждает, в том числе, и доклад Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью. В нем прогнозируется, что в 2010 году объемы выращенного в Афганистане опиумного мака не поднимутся в сравнении с 2008 и 2009. Но и не упадут.