Мухтар Джакишев стал одним из самых известных заключенных Казахстана. Бывший директор госгиганта "Казатомпрром" (лидер в области добычи и переработки урана) был арестован в мае 2009 года по обвинению в коррупции и нецелевом использовании средств. После прошедшего за закрытыми дверями разбирательства 12 марта его приговорили к 14 годам тюремного заключения. И все это на фоне раздирающей страну клановой войны.
До последнего времени возбужденное против 46-летнего олигарха дело не вызвало какой-то особой реакции на западе. Однако сейчас из-за своей схожести с процессом Михаила Ходорковского оно начинает привлекать внимание немалого числа правозащитников.
18 марта два женевских кардиолога, уполномоченных Всемирной организацией против пыток, отправились в Астану, чтобы обследовать Мухтара Джакишева, который жаловался на повышенное давление. По словам его близких, во время следствия он страдал от целого ряда недомоганий, но не получил необходимого лечения.
Однако три дня спустя швейцарские врачи, которые получили визу с указанием цели их поездки, так и не смогли добиться от властей допуска в тюрьму. Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Астане объяснил им, что и сам получил отказ на просьбу отправить наблюдателя на процесс Джакишева. И это с учетом того, что в этом году Казахстан стал председателем ОБСЕ, причем добился этого взамен на обещания реформ.
Тем временем генеральный секретарь ВОПП Эрик Соттас (Eric Sottas) сказал, что намеревается "подать новую заявку о визите" и рассказать обо всем широкой общественности. 24 марта супруга Мухтара Джакишева Жамиля прибыла в Женеву по приглашению ВОПП. По ее мнению, суровый приговор 12 марта (вскоре она намерена подать апелляцию) является результатом "сведения политических счетов и коммерческих интересов".
Политические амбиции
По сведениям оппозиционных казахских СМИ, Мухтар Джакишев поплатился за связи с другим олигархом Мухтаром Аблязовым, который сегодня скрывается в Лондоне после того как клан президента Нурсултана Назарбаева конфисковал в 2009 году его банк БТА в ответ на высказанные им политические амбиции.
Мухтара Джакишева обвиняют также и в том, что тот незаконно открыл представительство "Казатомпрома" в Вене по просьбе бывшего зятя президента Рахата Алиева, находящегося сегодня в опале. В написанном в тюрьме 6 марта заявлении Мухтар Джакишев отрицает это обвинение и утверждает, что "представительство было открыто по инициативе МАГАТЭ и с согласия министерства иностранных дел Казахстана".
В ноябре 2009 года на You Tube непонятным образом появилось заснятое казахскими спецслужбами видео, на котором Мухтар Джакишев рассказывает о том, что незадолго до ареста он выступил против вхождения "Росатома" в капитал Uranium One (широко представленная на казахском рынке компания из Канады). В своих бедах он видел влияние Москвы: "Я решил понять, кому это выгодно, и сделал вывод, что все это идет на пользу России".