Наконец-то газопровод «Nord Stream», который доставит природный газ из России непосредственно в страны Евросоюза через Балтийское море, становится реальностью.
Две недели назад группа акционеров обеспечила финансирование проекта на сумму 3,9 миллиардов евро (5,2 миллиарда долларов); строительство газопровода начнётся в апреле. 51 процент акций держит российский «Газпром», по 20 процентов принадлежат немецким компаниям BASF/Wintershall, и E.On Ruhrgas; голландская энергетическая группа Gasunie держит 9 процентов акций.
Инженерные исследования завершены, разрешение от экологических служб получено, трубы готовы к укладке. Но большой знак вопроса никуда не делся: остаётся неясной судьба других крупных и политических важных европейских газопроводов; с началом кризиса и падением цен на газ эта проблема встала во всей остроте.
«Мы вышли вперед, это здорово», - радуется Пол Коркоран (Paul Corcoran), главный финансовый инспектор «Nord Stream», и тут же, впрочем, быстро добавляет, что о конкуренции с другими газопроводами речь вовсе не идёт. По его мнению, к 2030 году, в связи с истощением европейских газовых месторождений, возникнет газовый дефицит порядка 200 миллиардов кубометров, а это значит, что места на рынке хватит всем.
Как и «South Stream», который понесёт российский газ в Европу через Чёрное море и Болгарию, «Nord Steam» - один из столпов российской политики, направленной на снижение зависимости от государств-транзитёров Украины и Белоруссии за счёт использования для газа, который Россия продает в Европу, других путей – таких, где меньше риск, что их перекроют.
Итак, Россия заинтересована в этих газопроводах; а Евросоюз больше рассчитывает на другой большой газовый проект, который должен повысить бесперебойность поставок газа в Европу и снизить её зависимость от российского газа.
«Nabucco», сконструированный для транспортировки газа из Каспийского региона в Центральную Европу, в обход России, - краеугольный камень энергетической политики ЕС. Однако некоторые аналитики сомневаются, что он будет построен.
Рейнхард Мичек (Reinhard Mitschek), управляющий директор проекта «Nabucco», торопится заявить, что его проект скоро появится на свет: «Нет никаких причин сомневаться в том, что газопровод с пропускной способностью 31 миллиард кубометров удастся освоить через разумный промежуток времени», - утверждает он; первые 8-10 миллиардов кубометров, по его словам, придут из Ирака, Азербайджана и, может быть, еще из Туркменистана.
Он настолько исполнен уверенности, что полагает, что «спрос на пропускную способность», как он это называет, начнётся после подписания первых же контрактов, и что где-то между 2020 и 2022 годом возникнет необходимость в увеличении пропускной способности газопроводов на 40 или 45 миллиардов кубометров.
Впрочем, он признает, что число газопроводов, в котором нуждается Европа, сейчас снизилось, и потому что кризис уменьшил спрос, и потому, что появилась возможность импортировать более значительные объёмы газа из таких стран, как Катар.
Теперь Европа рискует быть погребённой под газовыми танкерами, больше не нужными в США, где газовые компании обнаружили доступ к крупным залежам сланцевого газа в своей стране.
«До кризиса мы думали, что нам нужно пять – шесть больших газопроводов, плюс СПГ. Но и теперь, даже если увеличить потребление СПГ, чтобы соответствовать рыночным требованиям, нам нужны три – четыре крупных газопровода», - говорит д-р Мичек.
В 2009 году потребление газа в Европе составило примерно 460-470 миллиардов кубометров, что на 10 процентов ниже, чем в 2008 году, а прогнозы на потребление в 2025 и в 2030 году уменьшились с 1000 до 650 миллиардов кубометров.
Но и эти цифры означают ощутимое увеличение спроса, а добыча газа в Европе, по мнению Мичека, уменьшится примерно на 150-200 миллиардов кубометров.
Тем не менее, консалтинговая группа Wood Mackenzie, занимающаяся проблемами энергетики, например, ожидает, что Россия, крупнейший поставщик газа в Европу, во второй половины текущего десятилетия потеряет часть своей доли рынка – с 29 процентов она упадет до 24 процентов.
Шакиб Хелиль (Chakib Khelil), министр энергетики Алжира, в этом месяце разговаривал по телефону с газопроизводителями, входящими в картель типа ОПЕК (организация стран производителей нефти). Целью беседы была попытка стабилизировать цены, которые, по мнению аналитиков, рискуют упасть до 3 долларов за миллион британских тепловых единиц (бте), что станет самым низким уровнем за последние восемь лет. Алжир, наряду с Норвегией и Россией, является одним из трех крупнейших европейских газовых поставщиков.
А пока «Газпром», российский монополист в области экспорта газа, два года назад похвалявшийся, что станет крупнейшей мировой компанией с рыночной капитализаций 1 000 миллиард долларов, снова откладывает реализацию своего проекта добычи сжиженного природного газа из высокопрофильного Штокмановского месторождения. Причина - отсутствие спроса.
Ситуация для поставщиков газа и для прокладчиков трубопроводов осложнится дополнительно, если в Европе повторится американский бум использования сланцевого газа. Впрочем, это вряд ли - нет в Европе соответствующей инфраструктуры и, возможно, и политической воли, способной реализовать эту идею.
Тем не менее, некоторые крупные компании делают весьма большую ставку на то, что это произойдет. Компания ExxonMobil в декабре заявила, что готова заплатить 41 миллиард долларов хьюстонской компании XTO, специализирующейся на нетрадиционном газе, за использование его технологий и ноу-хау на европейских месторождениях сланцевого газа. Европейские энергетические группы BP, Total и Statoil, заключили менее масштабные сделки с группой Chesapeake Energy, другой американской компанией, специализирующейся на добыче нетрадиционного природного газа.
Но конкуренция и отсутствие спроса – не единственные препятствия для функционирования «Nabucco». Скоро сложностью станет не только сбыт, но и поиск источника газа, утверждает Джонатан Стерн (Jonathan Stern), руководитель отдела изучения газового рынка Оксфордского института энергетических исследований.
«К 2020 году доступного газа окажется не более 10 миллиардов кубометров», - считает он. И добавляет, что при пропускной способности трубопровода «Nabucco» 30 миллиардов кубометров, сколько-нибудь значительное количество газа для него сможет обеспечить лишь азербайджанское месторождение Шах Дениз (Shah Deniz).