Чеченские террористические группы регулярно вербовали женщин для исполнения роли террористов-самоубийц или, как их еще называют, “черных вдов”.
Женщины готовы и даже хотят стать “мученицами” исламистского джихада, или священной войны. Ими движет стремление отомстить России после того, как они стали свидетельницами смертей своих детей, мужей или членов семьи от рук военных в ходе двух чеченских войн 1990-х.
Длительная война против мятежников, длящаяся последние десять лет, лишь увеличила фонд рекрутов среди женщин, разъяренных поведением служб безопасности, похищающих, пытающих и убивающих их родственников мужского пола или уничтожающих их дома в наказание за предположительные связи с террористами.
Принцип “кровной мести” чрезвычайно силен средни этнических групп, населяющих неустойчивый Северный Кавказ, и оставшиеся в живых члены семьи часто считают своим долгом отомстить за убийство родственников. Недоверие к государству означает, что мало кто доверяет эту задачу местным правоохранительным органом - и обычно именно они и несут ответственность за убийства.
Проблема, с которой сталкивается Кремль, состоит в том, что власти мало что могут сделать, чтобы уменьшить ярость “черных вдов”. Многие женщин считают, что им незачем жить и ждут лишь того дня, когда они могут нанести ответный удар по тем, кого они считают ответственными за разрушение своих собственных жизней.
“Черные вдовы” получили свое имя из-за длинных черных платьев, которые использовали многие женщины, принимавшие участие в таких терактах как захват заложников на спектакле “Норд-Ост” в 2002 году в Москве и массовое убийство заложников в бесланской школе №1 в сентябре 2004 года, когда погибли 344 человека, включая 186 детей.
“Черных вдов” также обвиняют во взрывах, приведших к падению двух российских пассажирских самолетов в 2004 году, и во взрыве, произошедшем чуть ранее в московском метро. Они вселяют особый ужас в россиян, которым сложно осознать всю глубину ненависти к себе на Северном Кавказе из-за цензурированного освещения жестокости военной кампании Кремля в Чечне в российских СМИ.
Рамзан Кадыров, поддерживаемый Кремлем авторитарный правитель Чечни, получил от Москвы полную свободу действий на уничтожение групп боевиков. Его регулярно обвиняют в санкционировании пыток и казней в рамках грязной войны против повстанцев.
Возвращение “черных вдов” в Москву усилит подозрительность, которую обычные россияне ощущают по отношению к людям с Кавказа, которые и так уже сталкиваются с открытым расизмом и враждебностью. Угроза обратной реакции против них со стороны групп российских ультранационалистов рискует усилить напряжение и создать сеть сочуствующих, готовых поддержать будущие теракты.