В понедельник две террористки-смертницы убили, по меньшей мере, 38 человек в набитом вагоне московского метро в час пик. Сейчас многие опасаются, что исламисты с Северного Кавказа развернут в центральной России широкомасштабную кампанию террора.
Приведем некоторые реакции на случившееся:
Крис Уифер (CHRIS WEAFER), главный стратегический аналитик инвестиционного банка «Уралсиб», Москва (Поезд, в котором г-н Уифер ехал на работу, следовал за тем, в котором взорвалась бомба на станции «Парк культуры». Его поезд остановился за станцию до места взрыва.)
- Если теракт останется единичным, то эффект случившегося будет минимальным. Мы это можем видеть сегодня, когда рынки поднялись в связи с другими факторами. Рынки смотрят на происшедшее как на единичный случай, последствия которого можно не учитывать.
Если последует серия терактов, тогда и реакция рынков будет совсем другой.
Григорий Шведов, главный редактор интернет-информагентства «Кавказский узел», WWW.CAUCASIANKNOT.INFO
- После того, как в ноябре был подорван поезд «Невский экспресс» стало очевидно, что так будет продолжаться дальше и дальше.
Общество должно понять, что происходит на Северном Кавказе и начать по-другому реагировать на это. Я жду подтверждения, но, на мой взгляд, очень вероятно, что за случившимся стоят организации с Северного Кавказа.
Я очень боюсь взрывов в поездах. Мишенью также могут стать автобусы и любые места, в которых собирается много людей, особенно в центре Москвы.
Найджел Инкстер (NIGEL INKSTER), Международный институт стратегических исследований
- Взрыв в Москве стал предсказуемым ответом на политику в отношении Северного Кавказа, которая сочетает в себе привычку полагаться на коррумпированные и некомпетентные местные власти с действиями служб безопасности, практически полностью ориентированными на месть, репрессии и внесудебные расправы – адресные убийства, преследование семей террористов, пытки.
За последние три года неуклонно росло число терактов на Северном Кавказе – только за прошлый год, по данным Jane’s их было совершено 460, - а также уровень их серьезности. То, что начиналось как в основном этносепаратистские восстания в отдельных республиках, сейчас постепенно перерастает в более широкое исламистское движение – «Северокавказский эмират» под руководством чеченского лидера Доку Умарова.
Вряд ли это сильно скажется на политике [премьер-министра Владимира] Путина. Скорее всего, мы увидим только ужесточение нынешнего курса с одобрения обычных россиян.
Мэтью Клементс (MATTHEW CLEMENTS), эксперт по проблемам Евразии, IHS Jane's Information Group
- Случившееся может привести к укреплению позиций кремлевских сторонников жесткого подхода к повстанцам.
В итоге Кремль может отойти от двойственной тактики, сочетавшей социальное и экономическое развитие и действия в сфере безопасности. Раньше он считал, что в первую очередь необходимо искоренять причины насилия с помощью всесторонней борьбы с нищетой и коррупцией на местах.
Однако рост повстанческого движения в регионе означает, что подход центрального правительства не помогает остановить кровопролитие. Некогда разрозненные местные группировки становятся более активными, более организованными и начинают лучше координировать свою деятельность.
Галина Емельянова, старший преподаватель, Центр российских и восточноевропейских исследований, Бирмингемский университет
- Использование смертников противоречит кавказским традициям и дополнительно свидетельствует о внедрении в деятельность повстанческих организаций на Северном Кавказе джихадистской тактики.
В них постоянно стекаются молодые люди, которые готовы стать смертниками. Они также вербуют женщин, зачастую потерявших все – мужей, братьев, детей – и готовых отдать свою жизнь ради мести.
Методы подавления, которыми правительство пользуется на Северном Кавказе, оказались контрпродуктивными. Именно они выдавили повстанческое движение за пределы Чечни. Теперь оно становится все более многонациональным и распространяется на другие части региона по все более активным подпольным джихадистским сетям.
Генри Уилкинсон (HENRY WILKINSON), компания Janusian Security (консалтинг в области безопасности)
- Очень вероятно, что это работа сети «Кавказский эмират» - возможно, «Батальона мучеников «Риядус-Салихийн»», - которая борется за основание на Северном Кавказе исламистского государства. Частота терактов на Северном Кавказе очевидно росла год от года – особенно в Ингушетии, Дагестане и Чечня, где она уже доходит до нескольких случаев в день.
Это, а также гибель нескольких лидеров террористов в последние месяцы, увеличивало вероятность того, что теракты и зверства выплеснутся за пределы региона. Вопрос стоял, скорее, о том, когда террористы-смертники опять устроят в Москве крупный взрыв, а не о том, произойдет ли это. Безусловно, для российского правительства случившееся крайне неудобно.
Джастин Крамп (JUSTIN CRUMP), аналитический центр Stirling Assynt
- Джихадисты давно угрожали нанести удар в Центральной России и указывали объекты инфраструктуры как одну из своих целей. Недавно они заявляли, что «война» достигнет Москвы. Похоже, они выполнили обе свои угрозы.
Джонатан Эйял (JONATHAN EYAL), Институт Королевских вооруженных сил
- Это – прямой вызов Владимиру Путину, который пришел к власти, обещая сокрушить врагов России. Это вызов его имиджу сильной личности. В данный момент главная проблема носит политический характер. Путина сегодня нет в Москве, но, когда он вернется, вопрос будет стоять о том, сможет ли он выйти из этой ситуации, усилив свои позиции, или нет.
С технической точки зрения случившееся очень напоминает предыдущий теракт в московском метро, а участие женщин наводит на мысль о «черных вдовах» [как считается, это были женщины, которые потеряли братьев или мужей во время Чеченского конфликта]. Факт в том, что для защиты от подобных терактов практически ничего нельзя сделать, если не останавливать всю транспортную систему.
Рафаэль Перл (RAPHAEL PERL), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Если было подтверждено участие смертников, тогда я бы сказал, что происшедшее связано с Северным Кавказом. Впрочем, с определенностью [без достоверной информации] об этом говорить нельзя. Монополии на подобные теракты нет ни у кого.
Бен Венцке (BEN VENZKE), IntelCenter (американский аналитический центр, специализирующийся на изучении терроризма)
- Вероятнее всего, за двумя взрывами в московском метро стоит «Кавказский эмират» Доку Умарова. 28 декабря и 14 февраля Умаров угрожал нанести удар по российским мирным жителям в их домах. Следовательно, эта организация обладала не только доказанными возможностями проводить подобные акции, но и ясно выражала такое намерение.