Унесший 37 жизней теракт в московском метрополитене совершили две женщины-смертницы. Хотя это событие и стало для всех настоящим шоком, теракты с участием женщин сегодня далеко не редкость.
Почему же женщины решают принести себя в жертву? Объяснение зависит от конкретных регионов и ведомой в них борьбы.
В большинстве случаев основной мотивацией как мужчин так и женщин служит стремление совершить жертву во имя мести. Потерявшие своих мужей братьев или родителей палестинки, ливанки и чеченки горят желанием отомстить.
Прекрасно зная, что опутанное взрывчаткой тело является самым эффектным и смертоносным способом нападения, они готовы добровольно расстаться с жизнью.
Она взорвала себя, оставив 41 внука
В 2006 году немало шума наделал случай, когда престарелая палестинка взорвала себя перед группой израильских солдат. Оставив 9 детей и 41 внука, она заявила в отснятом перед смертью видео, что хочет "пожертвовать собой ради Бога и своей страны". Незадолго до этого убили двух ее сыновей. Во время похорон одна девушка-подросток так сказала о ее поступке: " Все Мы умрем: женщины, дети, мужчины".
Профессор Миа Блум (Mia Bloom) из Международного центра исследований терроризма Университета Пенсильвании недавно заявила агентству AP, что число женщин-смертниц продолжит расти, в первую очередь из-за их скромности и неприметности:
"Женщин используют для нападений на гражданских, потому что они могут свободнее передвигаться среди них. (…) Американский солдат рассказал мне, что они не должны смотреть женщинам в глаза даже когда обыскивают. Некоторые группы использовали женщин именно по этой причине".
Бельгийка Мюриэль стала смертницей в Ираке
Увеличение числа терактов с участием смертников в Ираке, естественно, сопровождается и ростом количества женщин-камикадзе. В 2005 году, за пять лет до американской Джихад Джейн, 38-летняя бельгийка Мюриэль направила на полицейских начиненный взрывчаткой автомобиль в иракском городе Баакуба. В результате погибли пять служителей правопорядка и четверо мирных жителей.
В своем исследовании психологии женщин-смертниц тунисский профессор Икбал Аль-Гарби пришла к выводу, что участие мусульманок в подобных акциях может объясняться их стремлением к равенству:
"В некоторых феодальных и племенных системах мусульманского общества, джихад является единственной структурой, которая предлагает женщине нечто отличное от традиционной роли матери и супруги, своего рода новый стиль жизни. Ценой своих жизней женщины-камикадзе посмертно попадают на плакаты и фрески, посвященные героям, которые пожертвовали собой во имя народа".
Причина не всегда кроется в религии
Опубликованная в Le Devoir статья, где цитируются работы политолога из Чикагского университета Роберта Пейпа (Robert Pape), проливает свет на сложившуюся здесь практику:
"Г-н Пейп изучил 462 теракта с участием смертников, которые были совершены по всему миру за последние 25 лет и унесли жизни сотен если не тысяч человек в Ливане, Чечне, Шри-Ланке, Израиле… Более чем в половине случаев смертники были людьми светскими. Чаще всего к подобной тактике прибегала марксистская организация шриланкийские "Тамильские тигры". 48 из 462 рассмотренных терактов были совершены женщинами, чей возраст зачастую не превышал 25 лет".
Точно так же боевики Рабочей партии Курдистана уже очень давно начали использовать женщин в своих операциях. Первый теракт с участием смертницы произошел в 1985 году и никак не был связан с религией.
"Умереть, убивая израильтян"
Ливанка Сана не принадлежала к какому-либо исламистскому движению, а была членом просирийской партии. 17-летняя девушка направила свой заминированный автомобиль на военный конвой. Итог: погибли два израильских солдата и один мирный ливанец.
За два часа до взрыва Сана говорила в камеру, что хочет "умереть, убивая израильтян, умереть за свою страну".
На Ближнем Востоке "шахидки" появились несколько позднее. В Иерусалиме первая женщина-камикадзе привела в действие свой начиненный взрывчаткой пояс в августе 1995 года. Ее жертвами стали шесть человек.
Исламисты спорят о роли женщин
27 января 2002 года Вафа Идрис (некоторые источники ошибочно называют ее первой палестинкой-смертницей) взорвала себя в центре Иерусалима. Один человек погиб, десятки других были ранены.
Смерть этой сторонницы ФАТХ (ответственность за теракт взяло на себя его военизированное крыло Бригады мучеников Аль-Аксы) привело в замешательство многих членов движения. Члены ее семьи утверждали, что для них это стало полной неожиданностью.
В среде исламских экстремистов сегодня не существует единого мнения относительно использования смертниц. Так, в ХАМАС на женский джихад смотрят скорее неодобрительно, а один из лидеров Аль-Каиды Айман Аль-Завахири сказал в 2008 году в ответ на вопрос о роли женщин, что они не должны принимать участия в акциях.
В адресованном в 2009 году "сестрам-мусульманкам" письме его жены Умайны Аль-Завахири роль женщины объясняется уже несколько иначе:
"Джихад – это обязательство каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, однако путь борьбы для женщин непрост, ибо ей необходим спутник мужского пола, как того требует закон".
Она также говорит, что у женщины есть много способов выполнить свой долг:
"Мы должны стать на службу воинов джихада и делать то, что они просят, то есть оказывать финансовую поддержку, помогать с практическими нуждами, сбором информации и мнений, участвовать в боях или даже добровольно принести себя в жертву".
Чечня: отчаяние и психотропные вещества
С 2003 года чеченки стали считаться в России угрозой. Этими женщинами, прозванными за совершенные теракты (взрыв на рок-концерте в Москве, захват заложников в театре на Лубянке) "черными вдовами", движет скорее отчаяние, чем вера или религиозный фанатизм.
В своем расследовании "Невесты Аллаха" Юлия Юзик говорит о принципиальном отличии ситуации со смертниками в Чечне: мужчины тут приносить себя в жертву не собираются. Что же касается женщин, то они совершают теракты под воздействием психотропных веществ, а их бомбы дистанционно приводят в действие мужчины:
"В России любят сравнивать Чечню с Палестиной, там тоже есть женщины-камикадзе, но разница в том, что в Чечне ни один мужчина не взрывал себя. Жизнь мужчины ценят слишком высоко. В Чечне гибнут только женщины и часто против своей воли. Мужчины управляют ими на расстоянии, как трусы".