Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Самолеты-разведчики Израиля в небе Будапешта

© Public DomainИзраильский военный самолет Gulfstream
Израильский военный самолет Gulfstream
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на предвыборную кампанию, а, по мнению многих, именно из-за нее, учения в небе над Будапештом двух израильских самолетов типа «Gulfstream V», разработанных для разведывательных целей, держали в напряжении венгерскую публику, проинформированную о скандальном случае газетой Madyar Nemzet.

Несмотря на предвыборную кампанию, а, по мнению многих, именно из-за нее, учения в небе над Будапештом двух израильских самолетов типа «Gulfstream V», разработанных для разведывательных целей, держали в напряжении венгерскую публику, проинформированную о скандальном случае газетой Magyar Nemzet. Машины, имеющие все необходимые разрешения, пролетев Болгарию и Румынию, вошли в воздушное пространство Венгрии и совершили в международном гражданском аэропорту Будапешта «Ферихедь» маневр посадки с незамедлительным взлетом «touch-and-go». Премьер-министр, узнавший о пролете военных самолетов страны, не являющейся членом НАТО, из опубликованной газетой информации, в предвыборной лихорадке сразу же распорядился провести расследование. Министр обороны заявил, что его ведомство не знало о пролете, но через несколько дней на внеочередном заседании комитета Госсобрания по обороне и охране правопорядка сказал, что венгерские радары отслеживали путь обоих самолетов. В то же время он назвал нарушением закона тот факт, что компетентные лица не сообщили военной разведке о пролете. Четыре руководителя Национального транспортного ведомства были сняты с постов, ведь, как выяснилось, спецслужбы уже в течение шести лет не получают информации о так называемых дипломатических пролетах. Поскольку, по мнению специалистов, самолеты, оснащенные новейшими разведывательными средствами, способны картографировать компьютерные и мобильные системы, а также радары ПВО, понятно беспокойство в связи с тем, что по прошествии десяти дней не ясно, какую конкретно задачу выполняли над Будапештом ВВС Израиля. Готовились к нападению на Иран? Показывали силу? Связан ли полет с убийством в Дубае? Почему они проводили учения именно в венгерском воздушном пространстве?

Столько вопросов… Неудивительно, что стали появляться различные догадки. Кто-то говорит о втором Дубае, поскольку случай произошел через несколько часов после того, как в Будапеште в своей машине был убит 52-летний сириец, владеющий пунктом обмена валюты. Кто-то связывает эти события с подготовкой удара по Ирану. Самолеты выполнили упражнение «touch-and-go» два раза, в Варне и в Будапеште: расстояние между Варной и израильским городом Неватим (отправная точка маршрута) по большому счету такое же, как от Неватима до Бушера, где находится один из атомных объектов Ирана. Расстояние между Неватимом и самой дальней от Израиля точкой Ирана составляет столько же, сколько от Будапешта до Неватима. Этой же логике следуют и приверженцы той версии, что самолеты пытались разглядеть современные российские радары, расположенные в близком к Будапешту словацком городе Нитра, ведь такие есть и у Ирана. Кто-то увидел связь между московским визитом Хиллари Клинтон и американским визитом Биньямина Нетаньяху.

Догадки коснулись и внутриполитических тем. Кто-то считает, что газета занялась расследованием пролетов по заказу, призванному укрепить стремительно вырвавшуюся вперед правую сторону. (Являясь журналистом газеты, хотел бы из первых рук опровергнуть эту информацию. Мы бы не узнали о пролете, если бы один из наших коллег не был фанатичным фотографом самолетов). Посол Израиля, как и некоторые либеральные аналитики, говорила об антисемитизме. Другую крайность обозначил представитель радикальной партии «Jobbik» («Самые правые»), который заявил что самолеты прибыли для того, чтобы выбить из строя предвыборную информационную систему. Он говорил также, что, как и в вопросе о возбуждении уголовного дела в Чикаго против ЗАО «Венгерские железные дороги» и нескольких банков, именно Израиль является провокатором: такие пролеты укрепляют позиции ультраправых, а потом Тель-Авив спросит с них за этот рывок вперед. Кстати, идею о заключении сделки, делает несостоятельной тот факт, что в 2009 году израильские самолеты 20 раз использовали воздушное пространство Венгрии в специальных целях, но всегда с разрешением.

Из всего произошедшего очевиден только один факт: в венгерском государственном аппарате царит хаос.