Когда Соединенные Штаты и Россия встретятся в Праге 8 апреля для подписания нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), президенты Обама и Медведев завершат процесс, продолжавшийся около года. Хотя некоторые и утверждают, что договор СНВ является колоссальным шагом на «пути к нулевому варианту» (миру без ядерного оружия), ретроспективный взгляд на сложный переговорный процесс показывает, что важные национальные интересы были принесены в жертву интересам, связанным с достижением этой идеалистической цели:
- 7 февраля 2009 года вице-президент Джо Байден пообещал во время работы международной Мюнхенской конференции по безопасности, что США «нажмут на кнопку перезагрузки» в отношениях с Москвой.
- Государственный секретарь Хиллари Клинтон вслед за этим подарила российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову макет кнопки перезагрузки, призванной символизировать улучшение отношений.
- Президенты Обама и Медведев впервые встретились 1 апреля 2009 года в Лондоне, где они сделали совместное заявление о своем намерении заключить новый договор СНВ «и двигаться дальше по пути сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений».
- Через несколько недель Обама направился в Прагу, где он объявил о своем амбиционном плане по избавлению мира от ядерного оружия. В тот момент сотрудник фонда Heritage Foundation Бейкер Спринг (Baker Spring) обратил внимание на противоречие между планами президента по поддержанию эффективного ядерного арсенала и одновременным выполнением положений Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний».
- США и Россия начали официальные переговоры о разработке нового договора СНВ 19 мая 2009 года.
- В период с 6 по 8 июля 2009 года Обама провел несколько встреч с Медведевым в России, на которых оба лидера согласились сократить количество имеющихся в их распоряжении боеголовок до 1500 – 1675 единиц, а также систем доставки до 500 – 1000 единиц у каждой стороны.
- По имеющимся данным, стороны обсуждали вопрос о «третьем позиционном районе» системы противоракетной обороны, элементы которой США планировали разместить на территории Польши и Чешской Республики. Россия резко возражала против этого плана и связывала европейскую противоракетную оборону с переговорами по контролю над вооружениями.
- В конце августа польские средства массовой информации сообщали о том, что Обама отказался от планов по размещению элементов противоракетной обороны.
- 17 сентября США официально отказались от «третьего позиционного района». Америка пошла на уступки и приняла во внимание российские интересы в расчете на продвижение вперед в переговорах, отказываясь тем самым от своих обязательств в отношении важных американских союзников. Согласно справочным материалов фонда Heritage Foundation, это решение «стало стратегической победой Кремля, который намерен иметь сферы привилегированных интересов в этом регионе».
- Однако 9 октября президент был вознагражден за свои усилия, направленные на поддержание режима нераспространения ядерного оружия, когда было объявлено о присуждении ему Нобелевской премии мира.
- Это неожиданное решение не гарантировало успех переговорам о заключении нового договора СНВ. 4 декабря Обама и Медведев опубликовали совместное заявление, в котором подчеркивалось намерение обоих государств продолжить совместную работу по подготовке нового договора после официального истечения срока действия договора СНВ-1 на следующий день.
- 20 января 2010 года администрация Обамы пришла к выводу о том, что работа над договором завершена, однако затем выяснилось, что Медведев по-прежнему настаивает на взаимосвязи противоракетной обороны и контроля над вооружениями. Москва заставила Обаму пойти на уступки в вопросе о «третьем позиционной районе», и Кремль в течение всего февраля оказывал давление на него по поводу других вариантов противоракетной обороны в Европе.
- Объявляя на прошлой неделе о завершении переговоров по подготовке договора СНВ, президент подчеркнул, что этот договор не накладывает никаких ограничений на американскую систему противоракетной обороны. Однако в юридически не обязывающей преамбуле Москва заявляет о своем праве выхода из договора, если ее интересам будет угрожать американская система противоракетной обороны.
В то время как многие считают завершение работы над новым договором СНВ подтверждением стратегии Обамы в области контроля над вооружениями, напоминание об этом длившемся целый год процессе вызывает вопросы относительно национальной безопасности Америки. Были ли эти жертвы в области противоракетной обороны, союзнических обязательств и модернизации ядерных арсеналов оправданы? Более насущные и более важные стратегические интересы не должны затуманиваться идеалистическими представлениями о мире без ядерного оружия.
Джеффри Чэттертон в настоящее время является участником программы для молодых лидеров (Young Leaders Program) фонда Heritage Foundation.