Когда израильский министр без портфеля Йоси Пелед сказал недавно, что война с «Хезболлах» в Ливане - это «всего лишь вопрос времени», и что такой конфликт будет включать и Сирию, большинство наблюдателей восприняли это заявление не более, чем позерство правого генерала в отставке. Но угроза Пелед была подкреплена израильскими военными учениями близ ливанской границы, нарушениями ливанского воздушного пространства, а также развертыванием системы противоракетной обороны на северной границе Израиля.
Ливанцы, точно, не рассматривают его как выражение ликудовской напыщенности.
«Мы слышим немало израильских угроз практически ежедневно, и не только угроз», - заявил в интервью ВВС премьер-министр Ливана Саад Харири. «Мы видим, что происходит на земле и в нашем воздушном пространстве ... в течение последних двух месяцев - каждый день израильские самолеты вторгаются в воздушное пространство Ливана". Харири добавил, что считает ситуацию «по-настоящему опасной».
Рост напряженности был причиной недавнего визита в Бейрут сенатора Филиппа Марини, специального посланника президента Франции Николя Саркози в Ливане. После встречи с Харири, лидером христианских «Ливанских сил» Самиром Джааджаа и лидерами «Хезболлах» Марини сказал, что он опасается, что новое столкновение «Хезболлах» с Израилем может перерасти в региональную войну.
Накал риторики в регионе нарастает
Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман сказал, что Израиль никогда не вернет Сирии Голанские высоты, на что министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем заявил, что Израилю «не следует испытывать решимость Сирии». Либерман ответил, выбрав в качестве мишени президента Сирии Башара Асада: «В следующей войне вы не просто проиграете, но вы и ваша семья лишитесь власти».
Израиль напал на Ливан в 2006 году после рейда «Хезболлах», в ходе которого были взяты в плен два израильских солдата. 34-дневная война стоила Ливану более тысячи жизней, и десятков миллиардов долларов убытков в результате разрушения мостов, дорог, аэропортов и городов. Но война также стала свидетельством кровавой ничьи, которой она завершилась для некогда непобедимой Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), и шквала 4-х тысяч ракет «Хезболлах», выпущенных по Израилю.
Многие израильские военные хотели бы восстановить репутацию ЦАХАЛа, нанеся поражение «Хезболлу», но шиитская группировка, как показали последние выборы, пользуется широкой поддержку на всей территории Ливана. И хотя «прозападное» Движение 14 марта завоевало, благодаря этническим предвыборным манипуляциям, большинство парламентских мест, блок «Хезболлах» получил наибольшее число голосов. В любом случае, после бегства лидера друзов Валида Джумблата Движение 14 марта начало рассыпаться.
Ливан – этнически глубоко разобщенная страна, но нападение Израиля объединит ее, как это произошло в 2006 году. «Я думаю, что они [израильтяне] рассчитывают, что, если они начнут войну против нас, то в Ливане могут возникнуть определенные разногласия», сказал Харири: «Нет, в Ливане не произойдет раскола. Мы будем противостоять Израилю. Мы будем противостоять всем народом».
Армия Ливана не представляет угрозы для Израиля. Она – маленькая, ее военно-воздушные силы состоят из двух нелетающих самолетов «Hawker Hunter» 50-х годов прошлого века, а также пестрой коллекции вертолетов, большинство из которых не действуют. В 2007 году, во время войны с исламскими экстремистами в Триполи, солдаты ливанской армии руками сбрасывали бомбы с французских вертолетов "Газель".
Однако, как это понял ЦАХАЛ в 2006 году, "Хезболлах" - это другое дело. Конечно, массовое наземное вторжение израильских войск подавит сопротивление этой группировки, но оккупация Южного Ливана обернется для Тель-Авива старыми кошмарами. Это установленные на дорогах фугасы «Хезболлах» и нападения из засады, вынудили Армию обороны Израиля уйти из этого района в 2000 году.
В случае войны израильтяне угрожают сровнять с землей всю страну – «скинуть перчатки», по выражению израильского военного эксперта Исраэля Kaтцовера. И у них, безусловно, имеются возможности, чтобы нанести Ливану ошеломляющий урон. Но «Хезболлах» утверждает, что она располагает своим собственным громом и молнией. Лидер группировки Хасан Насрулла поклялся нанести удар по аэропорту им. Бен-Гуриона в Тель-Авиве, если Израиль разбомбит международный аэропорт им. Рафика Харири в Бейруте, как он это сделал в 2006 году. «Если вы нанесете удар по нашим аэропортам, мы нанесем удар по вашим аэропортам», - заявил Насрулла 21 февраля.
По данным израильской разведки, «Хезболлах» располагает 42 тысячами ракет, некоторые из которых способны поразить Тель-Авива и цели, расположенные южнее. Действительно ли группировка имеет так много ракет - неясно. Израиль склонен раздувать угрозу, которую представляет для него противник. Но в любом случае ракеты у «Хезболлах» есть, и она продемонстрировала в 2006 году свою способность наносить удары по северной территории Израиля. Если верить Насрулле, то она может подвергнуть обстрелу и центральную часть Израиля.
Может ли война стать региональной?
Только в том случае, если Израиль решит ее таковой сделать. Хотя правительство Нетаньяху и говорит, что «Хезбаллах» не более чем кошачья лапка для Ирана и Сирии, группировка имеет глубокие корни среди шиитского большинства Ливана, долгое время остававшегося угнетенным. Она получает оружие от Дамаска и Ирана, и Тегеран также дает ей ежегодно около 200 миллионов долларов в качестве помощи. Однако это лишь небольшая часть годового бюджета «Хезболлах».
Ливанские шииты также совершенно не похожи на своих иранских собратьев. В то время, как иранские муллы контролируют гражданские и экономические вопросы, шииты в Ливане с подозрением относятся к сотрудничеству с властями, потому что они считают, что это, в конечном счете, приведет к подрыву ислама. Некоторые иракские шииты, включая великого аятоллу Али Систани, придерживаются аналогичных взглядов.
«Хезболлах» полностью осознает масштабы ущерба, который может нанести Израиль, и, соответственно, вряд ли пойдет на какую-то провокацию. Как писал в «Аль-Ахрам» бывший член Кнессета палестинец Азми Бишара, «Хезболлах» ясно дала понять, что она намерена не дать Израилю повода начать войну».
Что касается Сирии, то последнее, чего хочет Дамаск, так это войны. Ее экономика развивается, ее выверенная дипломатия вывела страну из изоляции, и в последние месяцы лидеры Франции и Испании, а также представители региона, включая Саудовскую Аравию, Иорданию, Ирак и Турцию протаптывают дорожку к дверям кабинета президента Асада. Когда американские спецназ нарушил в прошлом году сирийскую границу в поисках террористов «Аль-Каиды», реакция правительства Асада свелась к умеренному протесту. Когда Израиль разбомбил объект в северной Сирии, правительство в Дамаске не сделало ничего. Сирия ничего не выиграет от войны и многое потеряет.
Израиль передвинул свою новую систему противоракетной обороны «Железный купол» на свою северную границу, хотя первоначальный план предусматривал ее развертывание на юге страны для перехвата ракет, запускаемых из сектора Газа. Система должна быть запущена в июне. «Ввод в действие системы «Железный купол» изменит израильскую ситуацию, как в дипломатическом отношении, так и в плане безопасности», - заявил генеральный директор израильского министерства обороны Пинхас Бухарис.
Если учесть, что «Хезболлах» с лета 2006 года не выпустила по Израилю ни одной ракеты, то почему Тель-Авив перенес «Железный купол» на северную границу, разве для того, чтобы успокоить израильскую общественность в том, что она не окажется под огнем в случае новой войны? Как бы то ни было, «Железный купол» вряд ли что изменит, поскольку противоракетные системы - это, как правило, в большей степени обман и надежды, нежели реальный эффект.
Существует, конечно, вероятность того, что израильтяне пойдут ва-банк и нанесут удар по Ливану, Сирии и, возможно, по ядерным объектам Ирана. Заявления, исходящие от правительства Нетаньяху, увязывают все три страны вместе, поэтому Пелед объединил Сирию с Ливаном. Позиция Тель-Авива сводится к тому, что Иран стоит за всем, в том числе за движением ХАМАС.
При любой разумной оценке ситуации на Ближнем Востоке в это трудно поверить. Иран не управляет ни Сирией, ни «Хезболлах», и хотя Тегеран снабжает ХАМАС оружием, эта радикальная суннитская организация вряд ли начнет войну только потому, что шиитское правительство прикажет ее это сделать. Единственно, кто может из всех названных выше сторон приветствовать войну с Израилем, - это Иран, но только в том случае, если режим Ахмадинежада сможет воспользоваться ею как предлогом для расправы с инакомыслием внутри страны.
Многие в израильском истеблишменте открыто выступают за нанесение удара по Ирану. Бывший глава Службы внешней разведки Мосад Дани Ятом заявил в Совете по внешним связям Германии: «Весь мир должен предпринять военные действия, чтобы помешать Ирану получить (ядерную) бомбу».
Лондонская «Sunday Times» сообщает: «Согласно хорошо информированным источникам, Израиль активизирует подготовку возможного удара по ядерным объектам Ирана». Израильская газета «Гаарец» пишет, что правительство Нетаньяху просит администрацию Обамы поставить Израилю противобункерные бомбы GBU -28 "Bunker Buster", а также самолет-заправщик. И то и другое необходимо для удара по Ирану.
Но некоторые представители израильских вооруженных сил, кажется, не склонны наносить такой удар. Бригадный генерал Узи Эйлам, герой израильских войн и человек, которого « Sunday Times» называет «столпом оборонного сообщества», говорит, что Иран еще «очень, очень, очень далек от создания ядерного оружия». Эйлам утверждает, что «разведывательное сообщество распространяет устрашающие слухи относительно Ирана», и что нападение на него может быть «контр продуктивным».
Возможно, что все это бряцание оружием имеет целью заставить США усилить давление на Иран, Сирию и Ливан. Возможно, говорит Эйлам, все это делается ради получения «большего бюджета» для ЦАХАЛ. Возможно, это попытка отвлечь внимание от военных преступлений, совершенных Израилем во время вторжения в сектор Газа, от его поселенческой деятельности на Западном берегу, а также дипломатической бури, вызванной убийством функционера ХАМАС в Дубае.
Но нагнетание военной риторики в этом взрывоопасном регионе может привести к неверному шагу – случайному или преднамеренному. Если псы войны спущены с поводка, то их уже трудно заставить повиноваться.