Вчера адвокаты Михаила Ходорковского заявили, что они вызовут глав западных государств и ведущих иностранных компаний, а также премьер-министра России Владимира Путина в качестве свидетелей на процесс против бывшего олигарха, обвиняемого в мошенничестве и отмывании денег.
Г-н Ходорковский, некогда самый богатый человек в России и глава нефтяной империи «ЮКОС», был осужден в 2005 году на восемь лет за уклонение от налогов. Сейчас идет второй процесс по его делу, который может привести его за решетку еще на два десятка лет.
Сторонники осужденного бизнесмена утверждают, что оба суда политически мотивированы, и являются личной местью г-на Путина за нарушение г-ном Ходорковским негласной договоренности между Кремлем и олигархами не заниматься политикой. Процесс идет уже больше года, и на этой неделе обвинение закончило представлять свои доказательства. Защита начнет представлять свои в понедельник. Она намерена вызвать более 400 свидетелей.
Среди них высокопоставленные иностранные бизнесмены и политики, напрямую связанные с делом. По словам адвокатов г-на Ходорковского, вопрос настолько деликатный, что называть имена они пока не вправе.
Однако в этом списке, наверняка, присутствует г-н Путин, который, как утверждает защита, неоднократно встречался с г-ном Ходорковским, когда был президентом. В прошлом месяце г-н Ходорковский предоставил в распоряжение The Independent список вопросов, которые он хотел бы задать г-ну Путину. Как сообщил газете «Ведомости» пресс-секретарь г-на Путина Дмитрий Песков, премьер-министру о них сообщили, но он вряд ли станет отвечать на них.
«У премьер-министра нет судебного иммунитета от дачи свидетельских показаний», - утверждает адвокат г-на Ходорковского Вадим Клювгант. Впрочем, он признает маловероятным, что г-н Путин явится в суд.
Г-н Ходорковский отбыл большую часть своего срока в сибирской тюрьме, однако в прошлом году его привезли в Москву на новый процесс. Теперь почти каждый будний день они вместе со вторым обвиняемым Платоном Лебедевым присутствуют на судебных слушаниях, проходящих в центре Москвы.
По словам г-на Клювганта, невозможно предсказать, когда процесс закончится.