Возможно, многие американцы знают мою страну, Азербайджан, по её богатым нефтяным запасам или по её конфликту с Арменией за территорию Нагорного Карабаха. 5 марта в статье в The Post мы были изображены как нация, правящая семья которой владеет роскошной виллой в Дубаи стоимостью 75 миллионов долларов. В Азербайджане сообщение о том, что семья президента Ильхама Алиева инвестирует средства за границу, мало кого удивило. Чего ещё можно ожидать от лидера, унаследовавшего власть от своего отца в ходе мошеннических выборов?
Жестокая расправа Алиева с оппозицией и с независимыми средствами массовой информации началась сразу же после его избрания на пост президента в октябре 2003 года. Тысячи азербайджанцев, протестовавших против фактической передачи власти – скорее наследования, чем выборов, – были задержаны и избиты. Пока сторонники оппозиции томились в тюрьмах, тогдашний госсекретарь США Ричард Армитейдж звонил Алиеву по телефону и поздравлял его с победой с «подавляющим большинством голосов». Демократические голоса протеста заглушил свист полицейских дубинок, а западные силы рвались сотрудничать с новым лидером, в их глазах, молодым и прогрессивным.
Спустя около двух лет, накануне парламентских выборов 2005 года, азербайджанские демократы, вдохновлённые той поддержкой, которую западные страны оказали «розовой» и «оранжевой» демократическим революциям в Грузии и Украине, решили вновь бросить вызов авторитарному режиму Алиева. К сожалению, события развивались по уже знакомой схеме: правительство фальсифицировало результаты выборов; протесты оппозиции были подавлены; а Вашингтон восхвалял работу Азербайджанского конституционального суда, который всего лишь одобрил подделанные результаты выборов.
Алиев, очевидно, интерпретировал молчание международного сообщества как карт-бланш для превращения страны с давними демократическими традициями в свою вотчину. Правительство выселило крупные оппозиционные партии из их офисов, расположенных в центре. Независимые средства информации также почувствовали на себе всю тяжесть барского гнева. Один слишком откровенный редактор оппозиционного журнала был застрелен в марте 2005 года; ряд других получили суровые приговоры к тюремному заключению по сфабрикованным обвинениям.
Были времена, когда будущее Азербайджана выглядело полным прекрасных перспектив. В 1980-е годы Азербайджан был на переднем крае демократических движений, приведших к крушению Советского Союза. В 1992 году состоялись наши первые демократические выборы. Абульфаз Эльчибей (Abulfaz Elchibey), руководитель Народного Фронта Азербайджана, набрал 59 процентов голосов. Эльчибей считал себя политическим преемником основателей Азербайджанской демократической республики в 1918 году. Азербайджан стал первой нацией в мусульманском мире, установившей парламентскую демократию и гарантировавшей всеобщее избирательное право – даже раньше, чем многие западные страны.
Но теперь единственный голос, который принимается в нашей стране в расчёт, это голос Ильхама Алиева. После его прошлогодней «победы» на перевыборах на второй президентский срок, где не было уже никакой реальной оппозиции, Алиев и полностью покорный ему парламент сговорились изменить конституцию, путём референдума, с целью увеличить предельные сроки президентского правления.
Следующие парламентские выборы назначены на ноябрь. Демократическая оппозиция снова готовится бросить вызов правящему режиму. Хотя нет никаких признаков того, что поведение правительства в чём-то изменится по сравнению с прошлыми годами, мы приняли решение участвовать в выборах, потому что видим в этом наш шанс сразиться за свои идеалы.
Наша предвыборная платформа проста: установить действующую демократию в нашей стране. Азербайджанский народ способен на многое, и мы можем и должны уменьшить зависимость нашей нации от нефти. Мы должны разгромить экономические монополии, контролируемые коррумпированными государственными чиновниками. Наша цель – установление свободной рыночной экономики. Мы хотим, чтобы Азербайджан влился в евро-атлантическое сообщество наций, покончив со своим статусом сателлита автократической России.
Для продолжения нашей борьбы за свободу чрезвычайно важно, чтобы Соединённые Штаты Америки адекватно отнеслись к крупнейшей на Южном Кавказе нации. Наши двусторонние отношения уже давно основываются на сотрудничестве в области энергетики, безопасности и демократического развития. К сожалению, у многих азербайджанцев создалось впечатление, что политика США обусловлена, в первую очередь, их энергетическими интересами и борьбой против мирового терроризма. С нашей точки зрения это выглядит как расправа с демократией. Мы надеемся, что администрация Обамы прояснит азербайджанскому лидеру, что демократические реформы и права человека являются приоритетом в американо-азербайджанских отношениях.
Творцы американской политики должны бы уже на собственном опыте общения со странами Ближнего Востока и других регионов понять, что авторитарные коррумпированные режимы не могут быть надежными союзниками. И их «стабильность» не основана на поддержке народа, которым они правят. Демократическая оппозиция в Азербайджане не просит Соединённые Штаты Америки ни об интервенции, ни о финансовой помощи. Всё, в чём мы нуждаемся - это в моральной поддержке Америки, в рамках следования её же собственным ценностям.
Али Карими – президент партии Народного Фронта Азербайджана и соонователь Политического блока оппозиционных партий Азадлиг (Azadlig, т.е. «Свобода»).