Новым полем битвы в дипломатическом конфликте между Грузией и Россией может стать авиация после объявления де-факто правительства сепаратистской Абхазии о вынашиваемых им планах по возобновлению работы абхазского аэропорта при помощи Москвы. Как рассказали EurasiaNet.org грузинские власти, они ожидают, что Евросоюз поможет Тбилиси заблокировать подобную инициативу, но эти ожидания пока не получили подтверждения со стороны ЕС.
На состоявшейся 20 марта пресс-конференции в Москве де-факто премьер-министр Абхазии Сергей Шамба заявил, что РФ присвоила сухумскому аэропорту "Бабушера", закрытому для регулярного воздушного сообщения с 1994 года, международный код для выполнения рейсов.
По словам Шамбы, код был присвоен в рамках планов абхазского правительства по реконструкции аэропорта "Бабушера", включая модернизацию аэронавигационного оборудования и "другой инфраструктуры", сообщает абхазское информационное агентство "АпсныПресс". Коды аэропортов являются буквенно-цифровыми обозначениями, которые присваиваются структурой ООН – Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) – и используются при составлении планов полетов. Согласно правилам ИКАО, авиационные власти государств-членов ИКАО, где расположены соответствующие аэропорты, должны обратиться с запросом о присвоении объекту международного кода.
ООН признает Абхазию как составную часть Грузии, и такой статус данной территории, по идее, должен помешать России запросить код для сухумского аэропорта. Тем не менее, заявление Шамбы прозвучало тревожным звонком для Тбилиси.
Грузия заявляет, что код аэропорта и ремонтные работы представляют собой часть планов России по аннексии Абхазии. После российско-грузинской войны 2008 года на этой причерноморской земле в рамках заключенного соглашения об обороне с Абхазией, независимость которой была признана РФ, были дислоцированы тысячи российских военных.
В целях заблокировать дальнейшее становление аэропорта грузинские власти планируют обратиться с жалобой на Россию в ИКАО. Согласно заявлению, озвученному на недавнем заседании парламента Грузии по данному вопросу, 22 апреля посол Грузии в США, Канаде и Мексике Бату Кутелия обсудит эту проблему с президентом ИКАО Роберто Коби Гонзалесом и генсеком ООН Пан Ги Муном.
Тбилиси потребует лишить Россию права голоса в ИКАО за попытку присвоить международный код аэропорту, расположенному на территории, которую ООН признает неотъемлемой частью другого государства. Грузия также потребует от ИКАО внести в черный список авиакомпании, осуществляющие полеты в Абхазию без согласия Грузии. Аналогичное требование будет предъявлено и в отношении компаний, ведущих реконструкцию сухумского аэропорта.
В данном конфликте Тбилиси явно рассчитывает на поддержку со стороны Евросоюза. Грузия планирует подписать в ближайшие несколько месяцев с Брюсселем соглашение о присоединении к единому авиапространству ЕС. Соглашение предусматривает внедрение на территории Грузии правил ЕС в области безопасности полетов и воздушного сообщения, а также позволит авиакомпаниям ЕС и Грузии осуществлять полеты в пункты назначения на территории друг друга без каких-либо ограничений. По словам одного высокопоставленного чиновника грузинского МИД, выполнение рейсов из Сухуми по графику, не согласованному с представителями грузинских диспетчерских служб, негативным образом скажется на соглашении с ЕС.
"ИКАО и ЕС воспринимают Абхазию как закрытое воздушное пространство, и если после присоединения Грузии к единому авиапространству ЕС в этом предположительно закрытом пространстве появится неизвестный самолет на пути воздушного судна, следующего, к примеру, из Брюсселя в Дели, это может иметь самые фатальные последствия", – подчеркивает замминистра иностранных дел Александр Налбандов.
Этому мнению вторит и зампред парламентского комитета по международным отношениям Грузии Ника Кавтарадзе. Признание Евросоюзом факта совершения Россией "незаконных действий" окажется "решающим" при голосовании по вопросу о введении ИКАО санкций в отношении Москвы, полагает Кавтарадзе.
Правда, в ответе EurasiaNet.org по электронной почте глава представительства ЕС в Грузии посол Пер Эклунд не заявлял, что ЕС станет вмешиваться в этот конфликт.
"Вопросы грузинского воздушного пространства … являются сферой ответственности исключительно Грузии, не являясь предметом соглашения о гражданском авиасообщении между ЕС и Грузией", – писал он.
Посол подчеркнул, что вопрос о присвоении международного кода сухумскому аэропорту "должен решаться исключительно авиационными властями Грузии, поскольку территория Абхазии является неотъемлемой частью Грузии…"
Связаться с абхазскими или российскими чиновниками для получения разъяснения по поводу занимаемой ими позиции не удалось. Однако де-факто абхазское правительство давно проявляло интерес к привлечению в Абхазию зарубежных туристов и инвесторов. Заявленные планы в отношении сухумского аэропорта, похоже, отвечают данным намерениям.
По заявлению директора диспетчерской службы Грузии "Сакаэронавигация" Ираклия Давитадзе, осуществление чартерных рейсов между Сухуми и Москвой началось летом прошлого года, в пик наплыва российских туристов в Абхазию. Правда, по его словам, определить, какие авиакомпании выполняют эти рейсы, невозможно.
В прошлом году внешнеполитическое ведомство Грузии обратилось в ИКАО по данному вопросу, однако Москва заявила Грузии через ИКАО, что никакие рейсы за указанный период ею не осуществлялись. Правда, в Москве утверждают, что российские авиакомпании имеют право летать в Сухуми, поскольку Россия признала независимость Абхазии, подчеркивает директор юридического департамента МИД Грузии Ираклий Гивиашвили.
На данный момент Тбилиси возлагает надежды на международное сообщество, полагая, что оно в итоге заставит Россию отступиться от данного аргумента.
"Постоянный и неослабевающий нажим со стороны международного сообщества в итоге даст свои результаты, – считает зампред парламентского комитета по международным отношениям Кавтарадзе. – Очень сложно идти против течения…даже такому большому государству, как Россия".