Таможенный союз - очередное политическое формирование, инициированное Россией, которое едва ли будет иметь хоть какой-либо заметный экономический эффект.
"Присоединяйтесь к Таможенному союзу", - сказал Владимир Путин украинскому президенту Виктору Януковичу в ответ на предложение сделать "крутой поворот" в отношениях Украины и России. В РФ процесс создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана очень форсировали. Идея прозвучала в июне 2009 года, а в начале 2010-го интеграционное объединение уже заработало. Главная приманка для Украины - якобы более привлекательная цена на газ - на 20-30% дешевле. По информации Тыжня, во время московской встречи Николай Азаров и Владимир Путин обсуждали возможное вхождение Украины в Таможенный союз как одно из условий снижения цены на газ. России, которая ударными темпами строит газопроводы в обход Украины, уже мало газотранспортного консорциума. В обмен на дешевый газ для украинских олигархов, которые владеют энергозатратными металлургическими и химическими заводами, Кремль будет требовать от новой украинской власти политических и экономических уступок. Одна из них - вхождение в Таможенный союз.
Призрачные плюсы
Реверанс в сторону России в виде вступления в Таможенный союз дорого стоил бы стране, тем паче, что экономическая выгода от присоединения неочевидна.
Таможенный союз - это не только договоренность стран отменить пошлины внутри объединения. Он предусматривает формирование единого таможенного тарифа относительно третьих стран и требует от союзников готовности к углублению уровня интеграции. Наибольшее преимущество, которое могла бы гипотетически получить Украина от такой интеграции, - увеличение торгового оборота с Россией, Казахстаном и Беларусью. Например, на Россию сейчас приходится 20% внешнеторговых сделок (в 2009 году экспорт в РФ составил $8,5 млрд, импорт - $13,2 млрд). Однако Украина и Россия уже давно торгуют по правилам беспошлинной торговли - в пределах соглашения о зоне свободной торговли (подписанном еще в 1993 году). По действующим договоренностям, только две категории товаров попали в исключение - спирт и сахар. Специальными соглашениями оформляется импорт российского газа. Тем не менее, на практике это совсем не означает, что украинские предприятия имеют свободный доступ на российский рынок. И едва ли что-то кардинально изменится, если соглашение о зоне свободной торговли трансформируется в Таможенный союз, а Киев станет лояльнее к Москве. Кремль всегда оперативно реагировал на просьбы российского бизнеса защитить его от экспансии иностранных конкурентов.
На пути к российскому рынку сбыта у украинской продукции постоянно появляются барьеры различного сорта. В соответствии с двусторонним соглашением о свободной торговле, страны могут применять для защиты национальных производителей антидемпинговые, специальные и компенсационные мероприятия. Эти инструменты не противоречат международным обязательством стран. И Российская Федерация активно использует нетарифные ограничения относительно украинского экспорта. Скажем, сейчас Россия одновременно проводит три расследования по поводу дешевого импорта украинской продукции (относительно горячекатанного проката в рулонах, машиностроительных креплений и активированного угля). При этом действуют ограничения на импорт из Украины трубной продукции, машиностроительных креплений, полиамидной технической нити, стеклосети.
В разные годы Россия ограничивала ввоз кондитерских изделий, мясомолочной продукции, применяя, в частности, и ветеринарно-санитарные санкции на импорт, которые официально тоже не нарушают режима свободной торговли между странами.
Так в начале марта 2010 года российская Ассоциация предприятий кондитерской промышленности "Асконд" инициировала специальное защитное расследование против импорта украинской карамели. Если Министерство промышленности и торговли РФ согласится с требованиями ассоциации, украинским предприятиям будет затруднен доступ на рынок, на который они в прошлом году экспортировали продукции на $20 млн. "Асконд" уже дважды добивался применения защитной пошлины. В 2001 году ассоциация пролоббировала введение пошлины на карамель в размере 21% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 €/кг. Украинские производители быстро сориентировались и начали экспортировать в Россию конфеты, содержащие какао; некоторые приобрели в РФ производственные мощности. В 2005 году "Асконд" снова убедил власть в необходимости введения 20%-й пошлины на украинские конфеты, которая действовала до 2008 года.
Недавно временные ограничения Россия ввела и относительно продукции компании "Кременчугмясо". Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России уточняет, что это произошло в связи с обнаружением в продукции предприятия запрещенных веществ. Несколько лет тому назад производители столкнулись с еще большими проблемами. Все началось с запрета ввозить в Российскую Федерацию мясо и мясопродукты в 2006 году. Причиной таких мероприятий был нелегальный ввоз в Россию через Украину продукции животноводства других стран. Со временем под горячую руку попала и молочная область, которая в торговых войнах с российскими производителями пострадала более всего. Часть российского экспорта в продажах некоторых молочных предприятий составляла 50-60%. Тогда Союз молочных предприятий Украины оценил ежемесячные потери области в размере $50-60 млн. Таким образом, соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией не работает в полной мере. При этом участие в Таможенном союзе никак не решает проблемы использования нетарифных методов защиты внутреннего рынка. Подобные меры воздействия страны смогут использовать и в рамках этого объединения.
"В случае присоединения к союзу Украина могла бы получить особые цены на энергоносители. Но в таком случае Россия проиграет, поскольку украинская продукция будет дешевле, чем российские аналоги. Так что маловероятно, что Россия в пределах союза не будет применять нетарифные методы", - убежден аналитик Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин.
Россия - один из главнейших торговых партнеров Украины, но не настолько, чтобы ради него терять перспективные рынки сбыта. Ведь присоединение к Таможенному союзу будет препятствовать дальнейшему усилению сотрудничества Украины с ЕС, особенно в области создания зоны свободной торговли. В прошлом году доля стран ЕС в структуре отечественного экспорта составляла немногим более 25%. "Региональные союзы для Украины могут быть полезными. У нас слишком открытая экономика, чтобы пренебрегать рынками сбыта. Тем не менее, западное направление для Украины перспективнее. Потенциал улучшения и увеличения объемов торговли находится именно здесь", - подчеркивает Ильдар Газизулин.
В конце концов, присоединение Украины к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном поставит под вопрос членство Украины во Всемирной торговой организации, поскольку в таком случае Киев не сможет выполнять таможенных обязательств перед странами-членами ВТО. Уровень импортной пошлины в Украине, как правило, вдвое ниже средней ставки аналогичных тарифов членов Таможенного союза. Если бы Украина решила присоединиться к новому объединению, ей пришлось бы существенным образом повышать импортную пошлину. А для этого необходимо снова проводить переговоры со всеми участниками ВТО. "Иначе Украина, которой как члену организации, предоставлены щадящие условия доступа к рынкам, станет каналом сбыта российских, казахских или белорусских товаров. Едва ли это понравится государствам-членам ВТО", - говорит Дмитрий Боярчук, директор центра CASE. И вдобавок процедура подобных переговоров крайне сложна и уж точно не беспроигрышна для Украины.
Политический союз
Виктор Янукович подтвердил, что тема вступления в Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана (а Таможенный союз - один из шагов в этом направлении) остается актуальной. Правда, новоизбранный президент при этом делает замечание: "Мы вообще не знаем, как глубоко продвинулись в этом процессе наши партнеры - Россия, Беларусь и Казахстан..."
А продвинулись они совсем недалеко. Образованный Таможенный союз фактически не отвечает определению этого интеграционного объединения, которое приводится в ГАТТ/ВТО: единый тариф и другие мероприятия регулирования должны охватывать существенную часть торговли Таможенного союза с другими территориями. Однако на практике все происходит иначе. Например, Россия ввела пошлину на экспорт нефти в Беларусь, а Минск, который настаивает на беспошлинном снабжении нефтью в пределах союза, в свою очередь ввел пошлину на транзит российской нефти по своей территории. В конце концов, Беларуси удалось договориться о беспошлинном оформлении 6,3 млн т российской нефти в 2010 году для внутреннего потребления, остальное - с выплатой пошлины. Впрочем, президент Беларуси Александр Лукашенко остался недоволен и в знак протеста отказался от участия во встрече российского и белорусского премьеров, которая состоялась в Бресте. Вместе с тем посетил Венесуэлу, где подписал с Уго Чавесом соглашение о поставках в Беларусь 3,9 млн т нефти в год.
Более того, Россия и Беларусь не отказываются применять защитные мероприятия одна против другой. Беларусь, например, ввела против российских товаров более 20 ограничений. Так и не решены вопросы относительно распределения импортных пошлин между странами. Вообще с начала года количество замечаний к таможенному кодексу России, Беларуси и Казахстана превысило две сотни. Россия никогда не пожертвует экономическими интересами, делают замечание независимые эксперты, в частности российские. Так что всякие пошлины, ограничения в любом случае будут действовать и в рамках нового объединения. Посему с экономической точки зрения Таможенный союз, ЕЭП - это профанация.
Приглашая Украину в Таможенный союз, Россия руководствуется политическими соображениями. "Такие союзы существуют преимущественно на бумаге и создаются на всякий случай", - комментирует директор центра CASE Дмитрий Боярчук. Ведь Россия не оставляет попыток усилить свое экономическое и политическое влияние в СНГ. Поскольку экономика Российской Федерации крупнейшая в регионе, вполне логично, что Москва может рассчитывать на ведущую роль в любых объединениях и наднациональных органах, которые Россия постоянно старается образовать. Еще в 2000 году по инициативе России было созданное Евразийское экономическое сообщество. В 2003 году возникла идея Единого экономического пространства между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Тем не менее, существенного эффекта российская экономика так и не ощутила. Доля РФ в экспорте стран СНГ и далее стремительно падает - сравнительно с 1995-м она сократилась с 42% до 15%. Доля РФ в импорте снизилась с 48% до 32,5%.
"Вдохнуть жизнь в ЕЭП уже едва ли удастся и из-за нашего вступления в ВТО, и из-за газовых проблем с Россией", - говорит Дмитрий Боярчук. Таким образом, возникла потребность в новом формировании. Сейчас Владимир Путин настаивает на принятии в пределах союза, который должен проводить общую макроэкономическую и промышленную политику, единой валюты. В сущности, это очередная попытка воссоздать небольшую копию СССР. Уже до конца третьего квартала 2010 года премьер-министр России надеется согласовать единые правила игры. Интересно, что в 2004 году страны в рамках ЕВРАЗЭС уже собирались подписать подобные соглашения, тем не менее, планы так и не были реализованы. Страны, точнее лидеры государств, за которыми стоит большой бизнес, не готовы идти на большие финансовые уступки ради гипотетической интеграции.
Перевод: Антон Ефремов