Удастся ли Беларуси отбиться от устанавливаемых Россией экспортных пошлин на поставляемые ею продукты нефтепереработки? В ход идут громкие заявления, судебные тяжбы, апелляция к МВФ…
Эксперты сходятся во мнении, что Беларусь не в силах добиться отмены российских экспортных пошлин. Но хоть как-то насолить своему союзнику — подпортить имидж, создать прецедент громкого судебного разбирательства с ним — она не только может, но уже и делает.
Напомним, белорусское Министерство юстиции в своем иске, поданном в Экономический суд СНГ против России, просит рассмотреть законность взимания Россией таможенных пошлин на поставляемые в Беларусь продукты нефтепереработки и нефтехимическое сырье.
В заявлении, поступившем в суд 25 марта, отмечается, что международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также белорусско-российские соглашения «предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли». «Единственным исключением (изъятием) из режима беспошлинной торговли является нефть сырая, часть из которой облагается экспортной пошлиной в соответствии со специальным двусторонним соглашением. Взаимная торговля всеми остальными товарами должна осуществляется беспошлинно», — указывает белорусский Минюст.
Поставляемые в Беларусь российские продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, облагаются вывозной таможенной пошлиной с 1 января 2010 года. «На неоднократные обращения белорусской стороны за объяснением правовых оснований подобных действий внятных ответов от российской стороны до сих пор не получено», — утверждает Минюст.
Между тем, как отмечается в сообщении министерской пресс-службы, «применение вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти, используемые в качестве химического сырья в непрерывных производственных процессах, серьезно затруднило, а по отдельным позициям привело к полному прекращению поставок таких нефтепродуктов на нефтехимические предприятия Республики Беларусь. По сути это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Республики Беларусь, имеющих тесные кооперационные связи, в том числе и с аналогичными предприятиями Российской Федерации». Беларусь является единственным государством — участником Таможенного союза, в отношении которого Россия «применяет данный подход».
Как пояснила руководитель пресс-службы Минюста Людмила Мазан, «иск был подан именно Министерством юстиции, поскольку он имеет не имущественный, а правовой характер».
Москва отреагировала неожиданно спокойно. Так, например, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что не усматривает в действиях Беларуси никакой политики: «Это вопрос не политический, а экономический. Я здесь не вижу ничего необычного». Первый зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий и вовсе назвал иск Беларуси «переходом к цивилизованному решению споров». «Лучше разбираться в суде, то есть на профессиональном уровне, а не обмениваться политическими обвинениями», — сказал депутат, отметив, что подобный опыт широко используется в Европе.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов считает, что у России в этом споре «реальные правовые преимущества», и прогнозирует, что суд по иску Беларуси будет долгим. «Мы исходим из того, что это сложный спор, и для его рассмотрения и принятия решения потребуется значительное время. Откровенно говоря, мне кажется, нам уже удастся достичь соглашения по формированию Единого экономического пространства (ожидается, что ЕЭП в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России начнет работать 1 января 2012 года. — «Белорусские новости».), в результате чего будут отменены экспортные пошлины до того, как суд примет по этому поводу решение», — предположил Шувалов в эфире телеканала «Россия-24» 26 марта.
По мнению аналитиков, Москву беспокоит не столько обращение Беларуси в Экономический суд СНГ, решения которого носят рекомендательный характер, сколько созданный Минском прецедент. При возникновении энергетических конфликтов с Россией примеру Беларуси могут последовать другие страны, отмечает российская газета «КоммерсантЪ». Кроме того, издание не исключает, что со стороны Москвы могут последовать санкции в отношении Беларуси: «Решившись на прецедентную попытку решить экономический спор с Россией через суд, Беларусь рискует создать себе беспрецедентные проблемы».
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук говорит, что обращение Беларуси в суд укладывается в рамки противостояния сторон по широкому кругу вопросов: от признания Абхазии и Южной Осетии до нежелания Александра Лукашенко отдавать белорусские НПЗ российским инвесторам по предлагаемым Москвой ценам. «Если Минск встанет в позу, могут последовать дополнительные санкции. Например, Россия введет таможенные пошлины на газ»,— предполагает эксперт.
В свою очередь, экономический обозреватель Татьяна Манёнок не считает ситуацию «настолько конфликтной, чтобы Россия смогла оттолкнуть союзника так жестко». «Думаю, стороны постараются соблюсти некий баланс, — отметила Манёнок. — Вряд ли Беларусь захочет навредить себе. Тем более что Минск возлагает надежду на создание к 2012 году единого экономического пространства и в связи с этим — на льготные, максимально приближенные к российским цены на энергоносители».
Что касается самого обращения в Экономический суд СНГ, то, по словам эксперта, действия белорусской стороны «абсолютно обоснованны». «Поскольку условия поставок нефтехимического сырья, как выясняется, юридически не оформлены, Минск решил воспользоваться этой юридической брешью для обращения в суд после неоднократных неудачных попыток решить проблему путем переговоров, — говорит Манёнок. — Россия, со своей стороны, видимо, считает, что нефтепродукты, выработанные белорусскими НПЗ из 6,3 млн. тонн российской нефти, поставляемых беспошлинно, должны удовлетворить внутренний белорусский рынок».
Но белорусская нефтехимия, по ее словам, «достаточно развита, она потребляет продукцию не только собственной нефтепереработки. Сырье для нефтехимической промышленности (бензолы, параксилолы, масла, смолы и т.д.), которое раньше беспошлинно поставлялось из России, было серьезным подспорьем для этой отрасли».
По мнению Татьяны Манёнок, Минск рассчитывает «не столько на решение суда, которое может оказаться нескорым и к тому же будет носить рекомендательный характер, сколько на публичное озвучивание этой проблемы. Это в большей степени публичный акт, ставящий целью обратить внимание на проблему», — полагает эксперт.
Эксперт не исключает, что до вердикта Экономического суда СНГ дело не дойдет и спор придется решать в рамках Таможенного союза. «Нельзя также исключить, что на определенном политическом фоне Россия может пойти Беларуси на некие уступки. Так или иначе, дальнейшие отношения двух стран будут во многом определяться степенью политических отношений», — прогнозирует Манёнок.
Справка:
Экономический суд СНГ учрежден на основании Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ, принятого в рамках СНГ 15 мая 1992 года. В задачи этого органа входит "разрешение межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества". Экономический суд СНГ расположен в Минске. В его составе действуют по два представителя от каждого государства-участника.
Судьи Экономического суда избираются (назначаются) «на строго профессиональной основе» сроком на 10 лет в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов. Как следует из Положения об Экономическом суде СНГ, «по результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение и определяет меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий».