Члены блокированного правительства Кыргызстана подозревают, что жестокие волнения, охватившие бывшую среднеазиатскую советскую республику, в значительной мере спровоцированы Москвой. После того как войска открыли огонь по демонстрантам, десятки людей были убиты и сотни ранены. Участники демонстраций протеста, в свою очередь, смели силы милиции, штурмовали и разгромили правительственные здания и вынудили президента Курманбека Бакиева бежать из страны. В среду российский премьер-министр Владимир Путин, в ответ на заявление его киргизского коллеги, что «Путин дал «добро» мятежу», решительно отмежевался от любой причастности своей страны к беспорядкам в Киргизии. Но подстрекал ли Кремль киргизскую оппозицию призвать своих сторонников выйти на улицу или нет – в любом случае Москва сильно выигрывает, а Вашингтон много проигрывает от кровавых беспорядков, последовавших вслед за этим.
В течение нескольких лет Кыргызстан жил в ситуации, когда бывшие противники по «холодной войне» усердно тянули его каждый на свою сторону, так что эта не имеющая своих выходов к морю страна нередко становилась центром формирования геополитической стратегии. Американцы прилагают все усилия, чтобы сохранить столь важную для них военную базу на севере Кыргызстана, важнейший пункт на линии снабжения военных формирований США, сражающихся в соседнем Афганистане. А Россия тем временем прибегает к лоббированию с целью выдавить американских военных с территории, которую она по-прежнему рассматривает как свою сферу влияния в пределах бывшего Советского Союза.
Борьба перешла в решающую стадию в феврале прошлого года, когда киргизы вручили военной базе США уведомление о выселении – всего через несколько недель после того, как Россия предоставила обнищавшей стране заём на 2 миллиарда долларов и помощь на сумму 150 миллионов долларов. Россия отрицает связь между этими событиями, но официальные лица в Белом доме видят ситуацию иначе. Вашингтон вскоре сумел заключить с киргизскими лидерами сделку, позволившую сохранить действующую базу, при условии, помимо прочего, утроить ежегодную арендную плату, доведя её до 60 миллионов долларов.
5 марта в интервью с TIME высокопоставленное лицо из администрации Обамы заявило, что для США создалась рискованная ситуация. «База «Манас» в Кыргызстане - наше большое достижение, - заявил он. – Россия никак не хочет с этим смириться. Они пожертвовали 2 миллиарда долларов, чтобы выдворить нас оттуда. Обама несколько раз очень откровенно разговаривал с [российским президентом Дмитрием] Медведевым. Он сказал ему, вы верите, что у нас с вами в Афганистане есть общий враг? А эта база помогает нам сражаться с этим общим врагом. Если мы её потеряем, это будет для нас большой удар. Эта база - крупный узел транспортировки наших войск туда и обратно».
С того момента российско-киргизские отношения ухудшились, и кульминацией этого процесса стало заявление киргизского премьер-министра Данияра Усенова, сделанное им в среду, о том, что якобы один из руководителей оппозиции встретился с Путиным, прежде чем начать открытый мятеж. На пресс-конференции, состоявшейся во вторник в киргизской столице Бишкек, Усенов утверждал, что лидер оппозиции Темир Сариев, отвечая на расспросы, заявил, что получил от Путина заверения в поддержке оппозиции со стороны России.
Путин на пресс-конференции в Смоленске в среду горячо отрицал эти голословные обвинения, говоря, что события в Кыргызстане застали его врасплох. Всё же он отметил, что киргизский президент Бакиев совершил множество ошибок со времени своего прихода к власти пять лет назад в результате так называемой «тюльпановой» революции. «Придя к власти, президент Бакиев очень резко критиковал смещённого президента [Аскара] Акаева за семейственность, за тот факт, что его родственники заняли посты во всех отраслях киргизской экономики. У меня создалось впечатление, что сам Бакиев наступает на те же грабли», - заметил российский премьер, намекая на то, что Бакиев назначил на высшие правительственные посты членов своей семьи, в том числе своего сына. Кремлёвский источник в среду заявил российскому новостному агентству Интерфакс, что Бакиева «в Москве не жалуют».
На пресс-конференции в Бишкеке киргизский премьер-министр рассказал, что во вторник он разговаривал с российским послом в Кыргызстане и убеждал его умерить резко негативное освещение Кыргызстана в российской прессе. Действительно, несколько недель назад почувствовался сдвиг отношения России к киргизскому лидеру; в российском широковещательном эфире, в газетах замелькали язвительные нападки против правительства Бакиева. В передаче на государственной радиостанции «Голос России», например, 24 марта прозвучало высказывание, что киргизское правительство «показало свою полную несостоятельность», что явно было приурочено к пятой годовщине «тюльпановой» революции.
Лидеры новой революции, происходящей сейчас в Кыргызстане, уже объявили о своей победе над правительством; однако официально оно ещё не отказалось от своих полномочий. Лидеры оппозиции захватили несколько ключевых правительственных зданий, в том числе главное управление сил безопасности и государственную телевизионную станцию, откуда в среду они призывали протестующих выйти на улицы, агитируя население объединиться во имя «свободы или смерти». Поздним вечером в среду министр здравоохранения Кыргызстана подтвердил, что в результате разгула насилия погибло 40 человек; мировой эфир заполнили отвратительные изображения мёртвых тел на улицах и жестоко избитых сотрудников милиции.
Государственный департамент США поспешил сделать заявление, что американская воздушная база в Кыргызстане «функционирует нормально». «Мы следим за ситуацией. Мы исходим из того, что у власти остаётся законное правительство», - сказал в среду представитель госдепартамента США П.Дж. Кроули. Однако такая точка зрения становится всё менее оправданной: Бакиев уже бежал из страны, а оппозиция заявила о формировании нового правительства. Скоро мы увидим, насколько доброжелательно отнесётся оно к присутствию США в Кыргызстане. Но уже ясно, что борьба между Россией и США за влияние в Средней Азии может обостриться.