Готовность Китая вести серьезные обсуждения по поводу введения санкций против Ирана является попыткой китайской стороны сохранить хорошие отношения как с США, так и с Ираном, считают эксперты.
"Согласие говорить о санкциях в отношении Ирана может быть одним из способов вновь расположить к себе США", - сказал профессор антропологии Университета МакГилла Филипп Карл Зальцман.
В конце прошлой недели постоянный представитель США при ООН Сьюзан Райс заявила, что Китай согласился на "серьезное обсуждение" санкционных мер против Ирана, хотя ранее Пекин отказывался обсуждать введение новых санкций. Западные источники также сообщили, что высокопоставленные дипломаты "шестерки" переговорщиков по Ирану, в которую входит Китай, договорились о начале консультаций по разработке новой резолюции Совета безопасности ООН по санкциям в отношении Тегерана.
По словам Зальцмана, желание Китая найти оптимальные способы "играть по-хорошему" с США обусловлено огромным давлением на него со стороны Вашингтона, в частности, в отношении курса китайской валюты, что может привести к торговой войне.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер 4 апреля объявил о намерении отложить на три месяца свой ежегодный доклад Конгрессу о валютных режимах стран - торговых партнеров США. Доклад, первоначально намеченный на 15 апреля, как ожидалось, должен был содержать обвинения в адрес Китая в манипулировании курсом валюты и мог привести к введению защитных пошлин на китайские товары.
Тем не менее, Зальцман считает, что интересы Китая на Ближнем Востоке не изменились, и он сомневается в том, что Китай поверит заверениям Вашингтона о том, что его потребности в нефти будут обеспечены США.
"Но китайцы могут, в то же самое время, продемонстрировать США "добрую волю", давая им обещания, а иранцам "добрую волю", отрицая или сводя санкции к минимуму", - сказал он.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока, полагает, что формат санкций, о которых говорят США, не затрагивает интересов КНР, так как "вопрос энергоносителей выведен за скобки". Более того, по его мнению, для Ирана санкции такого рода не являются ни жесткими или удушающими, ни мгновенными.
Китай, несомненно, играет очень важную роль в реализации санкций против Ирана, считает европейский аналитик, занимающийся иранской тематикой аналитик Немецкого совета по внешним отношениям (DGAP) Энтони Сибоер.
"Будучи постоянным членом СБ ООН, у Китая есть возможность блокировать соглашение о новых санкциях", - сказал Сибоер.
По его словам, китайские интересы, несомненно, имеют значение в процессе разработки проекта новых санкций.
Более того, Сибоер считает, что, несмотря на желание китайской стороны избежать ужесточения мер против Ирана, в настоящее время как никогда велика возможность принятия четвертого раунда санкций.
США и Запад обвинили Иран в намерении создать ядерное оружие. Иран же дал понять, что обогащение урана осуществляется с целью обеспечения топливом атомных электростанций. В 2006 году ядерное досье Ирана было направлено Советом судей МАГАТЭ в СБ ООН. До настоящего времени СБ ООН для приостановления ядерной программы Ирана было принято пять резолюций, три из которых предусматривают экономические санкции против Ирана.
Профессор Тегеранского университета Пируз Муджтахидзаде считает, что если Китай получит от США определенные скидки, то он поддержит в таком случае жесткие санкции против Ирана, как это и случалось ранее.
"Иран хорошо знает об этом, поэтому он и старается пойти Китаю на определенные уступки, но экономическое сотрудничество между Китаем и США слишком широкое, и Ирану не удастся отдалить Пекин от Вашингтона", - сказал председатель исследовательского центра "Евросевик" (Urosevic Research Foundation of London) Муджтахидзаде.
Однако Зальцман сомневается в том, что китайцы согласятся на принятие каких-либо санкций или на их ужесточение.
"Говорить не значит соглашаться и вести переговоры не значит действовать", - сказал он.