Россия признала смену власти в Киргизии. По информации «Интерфакс», в четверг состоялся телефонный разговор председателя правительства РФ Владимира Путина с Розой Отунбаевой в ее качестве главы правительства народного доверия, сообщил пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков.
Кремль совершил беспрецедентный шаг признав переворот, опять не обращая внимания на общественное мнение и логику происходящих событий, поставив защитников "миролюбивой" политики Кремля в сложное положение. Теперь пропали любые сомнения в причастности Москвы в происходящем в Кыргызстане.
Другое сообщение поставило все на свои места. Россия будет просить новых лидеров Киргизии закрыть американскую военную базу в аэропорту «Манас» около Бишкека, сообщил высокопоставленный источник в правительстве России. «В Киргизии должна быть только одна военная база – российская, а Бакиев не выполнил своего обещания по закрытию базы «Манас», - сказал он.
И это уже не просто предположение, а вполне конкретная причина. Но на самом деле, полагаю, причин несколько, связанных не только с существованием американской базы "Манас", сколько с восстановлением постсоветского пространства. Особенно после победы Януковича в Украине.
Кремль привел Бакиева пять лет назад. Прямо как во времена КПСС. А теперь снимает его с работы, но делает это как всегда топорно -с кровью, погромами и разрушениями. Благо, экономическая ситуация в Кыргызстане настолько плоха, что поднять людей и указать им на виновного - проще простого. И российские СМИ за последние полтора-два месяца очень активно готовили российское население к тому, что придется пережить кыргызам. Но только потому, что они - "друзья Москвы".
Исполнителей нетрудно было найти - те же самые оппозиционеры времен Акаева, которые вместе с Бакиевым были революционерами пять лет назад, но по разным причинам не попавшие на высокие посты. К примеру, Розу Отунбаеву насколько раз "прокатывал" парламент, когда ее выдвигали на пост министра иностранных дел. Министром она были и во времена Акаева, дважды. Стерпеть такого от соратника-революционера Роза Исаковна не смогла. И понесло ее опять на баррикады. К ней примкнули другие экс-соратники Бакиева.
В общем, случилась классическая постсоветская схема, в которой главную роль играли "обиженцы". Подчеркиваю - не реформаторы или либералы, а старая партийная номенклатура, обиженная на Бакиева.
Что может быть дальше? Почему Кремль не стал ждать официальной отставки Бакиева? Почему торопится? Почему сразу же вбрасывается информация о "Манасе"?
Единственным логичным, логичным по-кремлевски, шагом, станет обращение "временного правительства" к Кремлю о помощи. Отунбаевой же надо еще освободить юг Кыргызстана от Бакиева. А сделать это будет невозможно без силы. Будет ли военная помощь? Или ограничатся поставкой военной и специальной техники, чтобы началась очередная гражданская война в Центральной Азии, как в Таджикистане, где она шла в 1992-1997 годах, и унесшая жизни более 150 тысяч человек благодаря поставкам российского оружия.
Это и вполне отчетливый сигнал грузинским оппозиционерам. Действуйте, мол, и мы вас также быстро признаем, захватите хотя бы Тбилиси.
У Кремля очень шаткое положение после августовской войны в Грузии. На международную жизнь двум "карликам" рассчитывать нечего. Поэтому, по старой советской традиции, они начали собственную жизнь, устраивая перевороты по той же самой традиции.
Но задумывая переворот, Кремль как всегда понадеялся на обещания Отунбаевой и ее соратников, что, мол, все будет просто - выйдут люди, а Бакиев испугается и улетит. Этот вариант уже использовался в ноябре 2007 года в Тбилиси. Там не получилось. Не получилось гладко и в Кыргызстане.
Погромы в ночь с 7 на 8 апреля испортили весь имидж революционерке Отунбаевой. Десятки погибших, сотни раненых. Их родственники вряд ли поверят, что их убили и покалечили за свободу. И Отунбаевой ее переворот выйдет боком. Быстрое признание Кремлем заставит мировое сообщество внимательно глянуть и на эту "революцию", и на роль Кремля.
А грабли, судя по всему, любимый инструмент российских политиков.
И опять про стыд, опять про совесть.
Ах, простите, о чем это я...