Москва в своей центрально-азиатской политике придает особое значение Ташкенту, и при прочих равных условиях в этом стратегически важном регионе будет считать приоритетными интересы Узбекистана по сравнению с интересами других стран, так комментирует обозреватель газеты "Озодагон" недавно состоявшуюся встречу Д.Медведева с новым послом России в Узбекистане В.Тюрденевым, на которой российский лидер заявил, что "Узбекистан - наш ближайший партнер в Центральной Азии… и успех политики России в Центральной Азии зависит от отношений с руководством республики".
Конечно, все это - не ново, продолжает автор статьи. Но сейчас, в условиях, когда беспрецедентно усилилось соперничество держав в Центральной Азии, а, с другой стороны, как никогда обострились разногласия между странами региона, указание президента России на важность для Москвы отношений с Узбекистаном несет в себе сразу несколько посланий. Первое - то, чтобы Ислам Каримов не беспокоился по поводу гидроэнергетических программ Киргизии и Таджикистана, ибо Москва в любом случае защитит интересы Ташкента, окажет давление на Бишкек и Душанбе и заставит их отступить. Кроме того, это означает, что Кремль поддержит усилия Ташкента на общерегиональном уровне по проведению международных экспертиз проектов больших станций в Киргизии и Таджикистане. Второе - Россия, понимая, что Узбекистан никогда не был надежным партнером Москвы, пытается воспрепятствовать чрезмерному сближению Ташкента с Западом, особенно, с Америкой.
По мнению автора статьи, Россия считает необходимым сохранить свое влияние в Узбекистане, несмотря на политику лидера этой страны. Из явно новой позиции Москвы по отношению к Ташкенту следует, что Кремль запутался в своей центрально-азиатской политике. Ибо в таком чувствительном регионе опора только на одно государство ни к чему не приведет. Это доказало семидесятилетнее с лишним господство коммунистов. Пока Москва официально будет заявлять, что Ташкент является приоритетом в ее центрально-азиатской политике, остальные страны региона будут смотреть на Кремль с недоверием, и это приведет к тому, что эти страны будут все больше дистанцироваться от Москвы и поворачиваться лицом к Западу. Открытие газопровода из Центральной Азии в Китай, чему мы недавно были свидетелями, можно расценивать как раз в этом контексте, заключает автор.
Газета "Нигох", сообщая о визите вице-премьера России Сергея Иванова в Узбекистан, отмечает, что данный визит ясно продемонстрировал проташкентскую позицию Москвы при Путине-Медведеве в вопросе об использовании водных ресурсов Центральной Азии. С того времени, как правительство Таджикистана вопреки ожиданиям Кремля приняло твердое национальное решение строить Рогун, Россия перестала прикрываться своими фирмами и ступила на путь противодействия строительству этой ГЭС на самом высоком политическом уровне. За последний год мы были свидетелями схожей позиции министра иностранных дел Сергея Лаврова и первого вице-премьера Игоря Шувалова.
И теперь Сергей Иванов и тоже в Ташкенте еще раз коснулся этого вопроса и указал на момент, четко показывающий окончательную цель Москвы. Вице-премьер России заявил: "Крупные гидротехнические сооружения в Центральной Азии должны строиться при полном согласии соседних стран"". Он считает, что требование проведения международной экспертизы и прекращения на этот период строительства, нацелены на то, чтобы Ташкент сумел увеличить количество своих партнеров, таких как Россия, и расширить политико-экономическое давление, поставив Таджикистан в такие условия, в которых он просто не сможет
осуществить этот проект.
По мнению автора, Кремль, таким образом, стремится путем противодействия строительству Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Киргизии обеспечить себе на несколько лет возможность дальнейшего использования нефти и газа региона, а потом приступить к решению водной проблемы. До сих пор в кремлевских коридорах существует надежда на то, что рано или поздно право водного регулирования в Центральной Азии перейдет к Москве. Это - стратегическая цель России, и уже ясно, что русские рассматривают воду как инструмент сохранения и расширения своих геополитических интересов в регионе.
Возрастающее давление Ташкента показывают, что соседняя страна не приемлет диалога. И вопреки собственным утверждениям о том, что нельзя вмешивать внерегиональные стороны в решение водно-энергетических проблем Центральной Азии, сам с огромным удовольствием притягивает чужаков в это дело. В статье заключается, что Россия, поддерживая только одну сторону и преследуя исключительно свои ограниченные интересы, по существу подталкивает к конфликту соседние центрально-азиатские страны. Москва несомненно своими же руками подготавливает почву к большему дрейфу некоторых из них в сторону США и НАТО. И это, конечно, означает ослабление ключевых позиций России, как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций.
В интервью газете "Нигох" политолог Хикматулло Сайфуллозода отмечает, что ни одна маленькая страна в условиях, когда есть политические гиганты, не сможет развивать экономику на должном уровне. По его словам, на постсоветском пространстве есть противоборствующие региональные структуры, членами которых является и Таджикистан. "Однако постсоветский опыт показал, что эти структуры нежизнеспособны", - говорит он, подчеркивая о необходимости учитывать и местные обычаи и традиции.
По его словам, ключ к странам региона имеет Узбекистан, который в свою очередь, практически не имеет отношений со своими соседями. Россия вновь заявляет, о том, что может принять Таджикистан в члены Таможенного союза, однако на деле это будет возможно противоречить интересам республики. В свою очередь, обозреватель Нурали Давлат считает, что Таможенный союз уже столкнулся с проблемами внутри и , по его мнению, нет необходимости, Таджикистану в него входить. "С тем условием, что этот союз еще не задействован и в ближайшее время его функциональность еще под вопросом, думаю, что Таджикистан и Кыргызстан пока не могут стать членами разрозненного союза", - полагает эксперт.
В публикации в газете "СССР" сообщается, что президент России Дмитрий Медведев призвал журналистов, называющих террористов "шахидами", обращать внимание на термины при освещении терактов. "Во время встречи президента с парламентариями спикер Государственной думы Борис Грызлов отметил, что журналисты часто ошибаются, используя термин "шахид". Медведев указал, что жители Кавказа обижаются из-за неправильного использования подобных понятий. Подобную постановку вопроса поддержал Владимир Жириновский. - В связи с этим президент и парламентарии пришли к общему заключению, что не стоит называть террористов "шахидами"".
Газета "Вечерний Душанбе" сообщает, что мэр города Махмадсаид Убайдуллоев распорядился организовать курсы изучения таджикского языка для работников исполнительных органов государственной власти местного управления в городе. В дальнейшем вся документация и деятельность всех учреждений, предприятий и компаний, не зависимо от видов собственности, должна вестись на государственном языке. Как сообщил пресс - секретарь председателя города Душанбе Шавкат Саидов, данное постановление было подписано и вступило в действие 1 апреля. В ближайшем будущем все вывески и надписи учреждений, предприятий, организаций, ресторанов и торговых центров, улиц, микрорайонов будут упорядочены согласно требованиям закона "О государственном языке". Также, вся наружная реклама на территории столицы будет упорядочена в соответствии с требованиями данного закона, отмечается в сообщении.