Пилот потерпевшего крушение в субботу самолета польского президента Леха Качиньского принял, судя по всему, ошибочное решение. Это имело фатальные последствия. По мнению главы российской прокуратуры, пилоту неоднократно было указано на плохие погодные условия и туман, но, несмотря на это, он несколько раз пробовал посадить машину. Остается неясным, почему он пытался это сделать.
На каком самолете летел президент Польши?
Российский самолет Туполев-154 представляет собой аналог американского Boeing-727. Прототип российского лайнера совершил свой первый полет в 1968 году. В хвостовой части самолета размещены три реактивных двигателя. Его длинна составляет 47,90 метра, а размах крыльев – 37,55 метра. Ту-154 активно использовался Аэрофлотом с 1972 года, и он стал основной рабочей лошадкой восточноевропейских авиакомпаний. В 1984 году появилась модернизированная версия Ту-154. До 2006 года было выпущено в общей сложности более 900 таких машин. После этого предприятие в Самаре, где производился этот самолет, пыталось продавать еще одну модернизированную версию Ту-154, однако в год ему удавалось производить только по одному самолету.
Правительство ГДР также использовало два самолета Ту-154, а после объединения Германии на некоторое время они перешли в распоряжение бундесвера. Один из этих лайнеров столкнулся в 1997 году у берегов Намибии с транспортным самолетом ВВС США, и тогда погибли 33 человека. Вторая машина была продана одной из болгарских авиакомпаний.
Аэрофлот вывел из эксплуатации последний Ту-154 в конце 2009 года. Теперь этот самолет эксплуатируется целым рядом более мелких авиапредприятий в странах СНГ, а также российской государственной компанией «Россия», где Ту-154 наряду с более новыми самолетами фирмы «Ильюшин» используется как правительственный лайнер. Помимо этого, парком самолетов этого типа владеют некоторые иранские компании, хотя именно с этими машинами в последние годы все время происходили серьезные аварии.
На каких самолетах летает польское руководство?
Хотя польская LOT уже с 1989 года первой из авиакомпаний бывшего восточного блока стала переходить на западные машины, правительство в Варшаве продолжало делать ставку на российские самолеты. В состав правительственного авиапарка входят несколько польских машин, а также еще один Ту-154, четыре небольших Як-40 и семь вертолетов Ми-8. После крушения одного из вертолетов Ми-8 в декабре 2003 года, во время которого получил травмы, но остался жив тогдашний премьер-министр Лешек Миллер (Leszek Miller), ведутся разговоры о модернизации парка машин.
Как произошло крушение самолета в Смоленске?
В среде пилотов говорят о том, что уже после второй неудачной попытки захода на посадку в российском городе Смоленске экипаж должен был принять решение об уходе на запасной аэродром. Тем не менее пилоты продолжали попытки посадить самолет. Третья попытка оказалась неудачной и летчики, заходя на очередной круг, судя по всему, решили опуститься еще ниже, надеясь таким образом увидеть взлетно-посадочную полосу. Выполняя этот маневр, самолет на расстоянии примерно одного километра от аэродрома задел верхушки деревьев, после чего он врезался в землю и развалился. Решение пилотов о выполнении этого маневра было безответственным, и это свидетельствует о том, что на экипаж, судя по всему, оказывалось сильное давление. Если бы самолет – как это было рекомендовано наземной диспетчерской службой – взял курс на Москву или на Минск, то в таком случае члены высокопоставленной делегации оказались бы на расстоянии примерно 400 километров от места проведения памятных мероприятий в Катыни и не смогли бы принять в них участия.
В связи со случившейся катастрофой возникает вопрос о том, не боялись ли пилоты из-за предыдущего происшествия изменить курс и не сам ли президент Качиньский или кто-то из его сопровождения заставил экипаж совершить посадку в Смоленске? Во время войны в Грузии в августе 2008 года, как сообщают польские средства массовой информации, командир правительственной машины, несмотря на соответствующее указание президента совершить посадку в Тбилиси, отказался это сделать по соображениям безопасности и посадил самолет в Баку (Азербайджан). Качиньский тогда обвинил пилота в неподчинении приказу, и офицер был вынужден уволиться.
Почему из-за сильного тумана самолет не должен был совершать посадку в Смоленске?
Посадка вслепую при плохой видимости не представляет из себя никакой проблемы, если самолет и аэродром оснащены необходимым высокоточным оборудованием. Система посадки по приборам (ILS) состоит из установленных на земле передатчиков, указывающих правильный курс и угол планирования. С помощью этого луча осуществляется надежное управление самолетом при посадке – в зависимости от категорий допусков - до пункта принятия решения на высоте 15 метров и видимости по крайней мере 75 метров. Установленные в кабине самолета приборы указывают на малейшее отклонение от этого курса.
Все крупные аэропорты оснащены подобной системой посадки по приборам. Расположенный к северу от города аэропорт Смоленск-Область - это военный аэродром , на котором размещаются оснащенные четырьмя двигателями военно-транспортные самолеты Ил-76 российских военно-воздушных сил. Хотя он и обладает достаточной взлетно-посадочной полосой длинной 2500 метров, система посадки по приборам у него отсутствует. На имеющихся в распоряжении компании Google картах невозможно даже установить наличие осветительных огней на посадочной полосе. Как сообщают российские средства массовой информации, экипаж одного из Ил-76, хорошо знакомый с местными условиями, за полчаса до крушения польского президентского самолета из-за плохой видимости был направлен на один из аэродромов Москвы.
Какое влияние оказало состояние самолета на крушение?
По данным российской прокуратуры, президентский самолет находился в исправном состоянии. Записанные переговоры пилотов с наземной диспетчерской службой не содержат указаний на технические неисправности. Как сообщает производитель этих самолетов компания «Авиакор», расположенная в российском городе Самара, произведенный 20 лет назад Ту-154 только 22 декабря 2009 года после полного капитального ремонта вновь был передан представителям польских военно-воздушных сил. Вторая польская правительственная машина этого типа прибыла на завод для прохождения модернизации в январе этого года. По мнению экспертов, даже в случае использования самолета западного производства катастрофы избежать бы не удалось, так как техническое оснащение самолета при такого рода крушении не играет никакой роли.
Причиной крушения самолета польского президента стала, судя по всему, ошибка пилота. Что произошло?
