Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ставки Обамы во второй киргизской революции

© РИА НовостиАвиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США «Манас»
Авиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США «Манас»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политолог Ариэль Коэн анализирует ситуацию в Киргизии: Кремль действовал молниеносно, с проворством дзюдоиста. Сразу после революции Владимир Путин дистанцировался от Бакиева и предложил помощь в наведении порядка. Новое киргизское правительство публично поблагодарила Москву за "содействие". Россия замешана в этих событиях больше, чем кажется на первый взгляд.

Администрация Обамы вновь оказалась неподготовленной – на сей раз, к событиям в Киргизии. В прошлую среду, когда оппозиция штурмовала президентский дворец в этой среднеазиатской стране, где находится стратегическая база ВВС США "Манас", Вашингтон праздновал подписание нового договора СНВ с Россией.

Администрация не ожидала, что эскалация ежегодных весенних выступлений приведет к свержению коррумпированного президента Курманбека Бакиева и его клана. Она также недостаточно оперативно дистанцировалась от Бакиева и не спешила с признанием временного правительства во главе с 59-летней Розой Отунбаевой. Госсекретарь Хиллари Клинтон позвонила Отунбаевой только в прошлую субботу. Так же поступил и специальный помощник президента Майкл Макфол (Michael McFaul). Такая медлительность может стать дорогостоящей ошибкой. Дело в том, что Отунбаева, которая три раза была министром иностранных дел Киргизии, а также работала послом в Вашингтоне и Лондоне, хоть и является умеренным политиком, но все же весьма близка к Москве, как и ее союзники. Придя к власти, она немедленно направила своего заместителя на встречу в Кремль. Одной из возможных тем этих первых московских переговоров мог стать вопрос о судьбе американской базы "Манас", вызывающей раздражение у России, которая также имеет в Киргизии свою военную базу.

Россия поддержала "революцию Розы", хотя прежде выступала против "цветных" революций на евразийском пространстве: "розовой революции" 2003 года в Грузии, "оранжевой революции" 2004 года на Украине и восстания 2005 года в Киргизии. Причины тому, скорее всего, геополитические: Бакиев, как и лидеры других восстаний, был слишком близок с США, а также с Китаем, что вызывало дискомфорт у Москвы.

Всепроникающая коррупция и кумовство Бакиева заключались в том, что он назначил своего младшего сына Максима главой национального агентства развития, а также взял под свой контроль большую часть бизнеса в стране, включая прибыльные поставки топлива для аэропорта в Бишкеке.

Какое-то время оппозиция и средства массовой информации могли свободно протестовать против режима Бакиева. Однако в последние два года президент пустился во все тяжкие, арестовывая и даже предположительно уничтожая журналистов и лидеров оппозиции.

Из-за войны в Афганистане Вашингтону приходилось зажимать нос и поддерживать отношения с Бакиевым и его предшественником. Однако в этом среднеазиатском государстве связи с Москвой очень сильны. Бакиев, его не менее коррумпированный предшественник Аскар Акаев, да и Отунбаева, раз уж на то пошло – все эти политики получили образование в СССР, и русский язык и культура России очень им близки.

В 2007 и 2008 годах Россия оказала на Киргизию существенное давление, чтобы та выгнала американцев с авиабазы "Манас", которая имеет важнейшее значение для снабжения войск, воюющих в Афганистане. Москва вручила Бакиеву пакет помощи на 2 миллиарда долларов в виде кредитов и займов, и часть этих средств он, предположительно, присвоил. Тем не менее, в январе 2009 года Бакиев все равно подписал соглашение с американцами, а русские остались с носом. Этой весной Москва нанесла ответный удар, повысив пошлины на поставляемые в Киргизию энергоресурсы, а также начав против Бакиева кампанию острой критики по контролируемым Кремлем телеканалам с обвинениями в тирании. Наряду с военным присутствием американцев, Москву также разозлило укрепление связей Бакиева с Пекином, который приступил к строительству в Киргизии автомобильной и железной дороги, начал вкладывать туда инвестиции, а взамен получил доступ к ее природным ресурсам.

В ходе очередной киргизской революции Кремль действовал молниеносно, с проворством дзюдоиста. И это может стать новой приметой времени. Сразу после произошедшей на прошлой неделе революции Владимир Путин дистанцировался от Бакиева и предложил помощь в наведении порядка. Это, а также публично выраженная временным киргизским правительством "благодарность" Москве за оказанное "содействие", говорит о том, что Россия замешана в этих событиях больше, чем кажется на первый взгляд.

Задача Обамы на ближайшее время заключается в том, чтобы отойти в сторону от Бакиева. В этих целях США могут предложить временному правительству помощь в привлечении свергнутого президента к суду за масштабные хищения денежных средств и убийство десятков демонстрантов. По мере формирования временного правительства в Бишкеке госдепартаменту и Пентагону следует налаживать с ним тесное взаимодействие.

Главная долгосрочная цель США состоит в сохранении базы "Манас", даже если Москва отнесется к этому неодобрительно и предложит альтернативный маршрут, более подконтрольный России. Отунбаева уже заявила, что база продолжит свою работу вплоть "до истечения срока действующего контракта" – то есть до лета нынешнего года.

Белый Дом должен предоставить Отунбаевой возможность посетить хорошо знакомый ей Вашингтон, чтобы обсудить будущее американо-киргизских отношений. И хотя "Манас" должен оставаться для Америки высшим приоритетом, огромное значение для доведенной до нищеты Киргизии имеет развитие малого и среднего бизнеса, а также борьба с коррупцией. Госдепартамент должен подать Бишкеку сигнал о том, что пакет американской помощи для Киргизии будет щедрым. И Белому Дому не нужно беспокоиться о том, что Отунбаева – эта "госпожа чистоплотность" Киргизии, будет обогащаться за счет средств американских налогоплательщиков.

В последние два года России удалось добиться определенных успехов в "сворачивании" евразийского наступления Джорджа Буша. Во-первых, грузинская война и европейская реакция на нее фактически уничтожили шансы Грузии на вступление в НАТО. Во-вторых,  победа Януковича на украинских президентских выборах лишила Киев прозападной ориентации, подвинув его в сторону нейтралитета. А сейчас на карту поставлено американское присутствие в Средней Азии.

Когда первоначальный шок от второй киргизской революции пройдет, администрации Обамы надо будет снова включить постсоветское пространство в список американских геополитических приоритетов. На кон поставлены наши усилия в Афганистане, а также присутствие Запада в центре Евразии.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник Института международной политики им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Policy) фонда «Наследие» (The Heritage), специалист по российским и евразийским исследования и международной энергетической политике. Он автор книги "Kazakhstan: The Road to Independence" (Казахстан: путь к независимости).