Притворство по поводу того, что президент скромной страны вроде Кыргызстана может играть в элитные политические игры, было отброшено после смещения с должности президента Курманбека Бакиева, пришедшего к власти в результате «революции тюльпанов». Бакиев был вынужден бежать после того, как беспорядки, захлестнувшие на прошлой неделе столицу страны Бишкек, привели к гибели 81 человека и разгрому правительственных зданий и многочисленных домов Бакиева.
Бакиев попытался сыграть в игру «и нашим, и вашим», сначала пригрозив в прошлом году закрыть американскую авиабазу, крайне важную для войны в Афганистане, после подписания приятного договора о финансовой помощи с Москвой, а затем отменив свое же решение вслед за тем, как США согласились увеличить арендную плату за авиабазу более чем в три раза, до 60 миллионов долларов в год, и пообещали еще 100 миллионов долларов в виде финансовой помощи. В результате он потерял доверие обеих стран, и обнаружил себя лишенным всего, когда разразились беспорядки, как две капли воды похожие на мятеж, приведший его к власти.
В 2005 году именно США помогли ему возвестить о новой эпохе демократии и свободы, завоеванных в ходе «революции тюльпанов», но в этот раз Россия была в стране, чтобы помочь временному правительству под руководством лидера оппозиции и бывшего министра иностранных дел Розы Отунбаевой собрать осколки. В то время как Отунбаева обращает свои взгляды к традиционной опоре Кыргызстана, чтобы выбраться из ситуации потенциально недееспособного государства, оторопелые и испуганные американские стратеги уже пытаются убедить русских в том, что у США нет никаких долгосрочных планов на этот регион, и что Вашингтон и Москва могут работать вместе. Признавая очевидное, Эрик Макглинчи пишет в газете New York Times: «Кыргызстан находится на заднем дворе России, и тот факт, что мы зависим от расположенной там базы для ведения нашей войны в Афганистане, ничего не меняет. Однако если Вашингтон объединится с Россией, он сможет сохранить свою авиабазу и избежать еще одной войны ставок».
Логика этого переворота такая же, как у более чинного отказа от Оранжевой революции, произошедшего на Украине в феврале. Более того, этот переворот вдохнул силы в грузинскую оппозицию, которая пообещала, что последует примеру киргизов, если их президент «революции роз» продолжит преследовать оппозиционеров и разбрызгивать вокруг себя свой антироссийский яд. На самом деле, все американская стратегия в бывших советских республиках, похоже, рушится, в то время как Узбекистан по-прежнему держат на расстоянии вытянутой руки из-за чрезмерных нарушений прав человека, а Туркменистан запускает в эксплуатацию новый газопровод в направлении Китая.
Отменяя колебания Бакиева, Отунбаева сначала дала понять, что база США останется открытой, а затем, несколько часов спустя, шокировала американский политический истэблишмент, передумав и заявив, что базу все же закроют «по причинам безопасности». Соглашение было возобновлено в прошлом июне, и должно было быть вновь подписано в июле этого года. Госсекретарь Хиллари Клинтон немедленно позвонила Отунбаевой и командировала в Бишкек помощника Госсекретаря Роберта Блейка, который с облегчением объявил, что базу все же не закроют.
Но, в отличие от Бакиева, Отунбаева – это не пронырливый политик, желающий потуже набить свои карманы. В то время как Бакиев поставил своего сына Максима во главе прибыльных переговоров с американцами (куда, интересно, делись эти 160 миллионов долларов?), и назначил его главой нового национального Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям, Отунбаева стоит над коррумпированным политиканством своих предшественников. Выпускница Московского государственного университета и бывшая глава философского факультета Государственного национального университета Кыргызстана, она была министром иностранных дел при Аскаре Акаеве и Бакиеве. Она была первым киргизским послом в США и Канаде, а затем и в Великобритании, а в 2007 году была избрана в парламент по списку Социал-демократической партии, став главой этого оппозиционного формирования в октябре 2009 года.
В этом году она дважды побывала в Москве в январе и марте, и завела тесные связи с партией «Единая Россия». Ее первые официальные переговоры в качестве главы временного правительства были проведены с Путиным. Ее колебания [по поводу авиабазы] отражают серьезное давление, которое напористые США оказывают на киргизское общество, до 11 сентября бывшее сонной глубинкой, восхищавшейся и благодарной России за свою безопасность и экономическое благосостояние. Нет никаких сомнений в том, что киргизский народ предпочел бы хорошие отношения с Россией, а не с США. Американская авиабаза не дала Кыргызстану ничего, кроме покупок алкоголя американскими военнослужащими и их поисками проституток.
Несмотря на все его антидемократическое поведение, прошлогодняя угроза Бакиева закрыть базу была сделана в ответ на общественное давление. Местные жители были разъярены тем, что американский солдат убил безоружного киргиза за пределами базы и был увезен в США без каких-либо последствий, что очень напоминает о случае с американскими солдатами, расстрелявшими с вертолета двоих безоружных журналистов агентства Reuters в Багдаде и оправданных в ходе военного расследования. Когда Отунбаева говорила о «причинах безопасности», она имела в виду именно это негодование и нестабильность, к которой оно ведет.
Так что все хотят знать: дергала ли Россия за веревочки в этот раз? Конечно, после того, как Бакиев нарушил свое обещание закрыть американскую базу, можно сказать, что Путин его терпеть не мог. Русские были раздражены переменчивым поведением Бакиева. Помимо вопроса об американской базе, связи между Кремлем и правительством Бакиева серьезно испортились в последние месяцы, в частности, из-за все более антироссийской позиции правительства, включавшей в себя блокировку доступа к русскоязычным сайтам и растущую дискриминацию российских бизнесменов. Случайно, 1 апреля Россия ввела пошлину на экспорт энергоресурсов в Кыргызстан.
Когда Отунбаева заявила, что база будет закрыта, раздались крики о том, что за переворотом стоял Кремль. Но эти спекуляции были отклонены самим Обамой. «Люди, которые, по сообщениям, управляют Кыргызстаном… это люди, с которыми мы поддерживаем контакт уже много лет. Это не антиамериканский переворот, это мы знаем точно», - заверил старший советник Обамы по российским делам Майкл Макфаул, в то время как Обама и Медведев улыбались для фотографов в Праге на подписании договора СНВ. Он также отклонил немедленное предположение о том, что это был «какой-то спонсированный русскими переворот», заявив – сообразно событию – что сотрудничество по Кыргызстану является еще одним признаком улучшающихся американо-российских отношений.
Аналитик компании Diligence LLC Ник Дэй заявляет: «Россия будет господствовать в Кыргызстане, и это означает проблемы для США». Да, и что? Россия по определению находится на расстоянии вытянутой руки от событий, происходящих по всему бывшему СССР. Русские и симпатизирующие им – это в порядке вещей. В начале марта член Совета старейшин и глава Партии пенсионеров Омурбек Уметалиев заявил: «Мы считаем, что неприемлемо позволять на этой ограниченной территории существование военных баз двух ведущих мировых держав, имеющих противоречивые позиции по многим вопросам международной политики. В то время как присутствие российской военной базы в Кыргызстане исторически оправдано, военное присутствие США и стран НАТО является угрозой нашим государственным интересам».
Конечно, даже угроза закрыть базу является ударом по имперской стратегии США в Евразии, особенно по ее наращиванию военной операции в Афганистане, которое окажется под серьезной угрозой без авиабазы «Манас». Сорок процентов всех поставок на базы в Афганистане проводятся США по воздуху, потому что талибы контролируют основные дороги. 1500 американских солдат проходят через «Манас» каждый день (50 тысяч за прошедший месяц), и на базе постоянно служат 1200 человек. Из-за нападений на свои конвои с поставками, идущие через Пакистан, Пентагон хочет перенести большую часть этой деятельности в Северную сеть поставок, проходящую через Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Пол Куинн-Джадж, директор по Центральной Азии Международной кризисной группы – находящийся в «Манасе» - заявил, что существуют опасения о том, что увеличение объема американских операций может привести к нападениям со стороны Исламского движения Узбекистана и Исламского джихадистского союза. У обеих этих групп есть лояльные сторонники в беспокойной Ферганской долине, разделенной между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, где в прошлом было немало мятежей. «Проблема с Северной сетью поставок очевидна, - говорит Куинн-Джадж. – Она превращает Центральную Азию в театр военных действий».
Теперь замешательство по поводу статуса американской военной базы окажется в верхних строчках повестки дня президента США Барака Обамы, и ему стоит подумать дальше, чем следующий завядший цветочный переворот. «В Кыргызстане должна быть только одна база – российская», - холодно заявил журналистам в Праге высокопоставленный российский чиновник. «Россия будет использовать это в качестве рычага на переговорах с Америкой», - беспокоится Дэй.
Но на это можно посмотреть как на бесценную возможность для Обамы бесповоротно отказаться от ковбойской политики Буша и неоконов и навести реальные мосты с Россией, которая останется жизненно важной для Кыргызстана, какие бы геополитические иллюзии не питал Вашингтон. Восхитительная ирония киргизского переворота состоит в том, что в тот самый момент, когда Медведев и Обама позировали в Праге, где Россия практически смирилась с американским противоракетным диктатом, геополитическая инерция в Кыргызстане делала за Россию ее работу, срывая евразийские планы США и возвращая козыри России.
И что это за чепуха по поводу того, насколько «жизненно важна» эта база для США? Она стоит там десять лет. И как долго она собирается там оставаться? Неужели ответ «Навсегда»? Текущая установка киргизского руководства состоит в том, что соглашение будет пересмотрено, чтобы убедиться в том, что оно «не противоречит интересам народа и не является источником взяток», заявил представитель правительства Алмазбек Атамбаев после визита в Москву. «Соединенные Штаты планируют вывести войска из Афганистана в следующем году. Мы подойдем к вопросу транзитного центра цивилизованно и разрешим этот вопрос с американским руководством», - добавил он. Так что у США, вероятно, есть еще один год с неохотного одобрения Кремля.
Добровольный уход с базы следующим летом стал бы наилучшим доказательством миру, и России в особенности, что Обама представляет новые, менее воинственные США. Это знак свыше: остались месяцы, максимум год, до того, как «Манас» превратится в российскую базу, и чем раньше США осознают очевидное, тем лучше. И у Москвы, и у Вашингтона есть общая цель поддержания в регионе стабильности, и, учитывая согласие Москвы на транзит грузов США и НАТО через ее территорию для поставок на войну в Афганистан, подобное согласие автоматически будет предоставлено и для уважительного американского использования на вскоре-российской базе «Манас».
Эхо поствьетнамского реализма в политике США, разрядки с «врагом» уже можно услышать в словах Макфаула. Это были последние годы, когда подавленные США проводили разумную, даже мирную, внешнюю политику, приняв поражение в своей преступной войне против Вьетнама, и завершением этого периода стали усилия Картера, заставившего израильтян уйти с Синайского полуострова и примириться, пусть и неохотно, хотя бы с одним соседом. Миру не помешало бы еще несколько киргизских переворотов.