В субботу, в 11 часов 54 минуты утра, менее чем через три часа после того, как в России разбился президентский самолёт Леха Качиньского и погибли все девяносто шесть человек, находившихся на борту, некий предприимчивый поляк уже сделал пятьдесят футболок с польским флагом и надписью «R.I.P.» и продавал их через интернет по 8,5 долларов за штуку без учёта налогов и доставки.
Не прошло и нескольких часов после аварии, в которой погибла жена президента Мария, губернатор Центрального банка Польши и десятки представителей военного и политического руководства страны, как на улицах уже продавали все мыслимые товары — от пластмассовых настенных часов с изображением четы Качиньских, улыбающихся на фоне карты Польши до интернет-доменов с именем польского президента.
Один такой домен — Lech-Kaczynski.eu — продавали на сайте Allegro (это польский аналог онлайн-аукциона eBay) за миллион злотых (350 тысяч долларов), но потом на него поступила жалоба, и лот был снят с продажи.
Продавцы свечей тоже получили немалую прибыль: скорбящие покупали ярко раскрашенные свечки примерно по два доллара за штуку, и вся польская столица мгновенно превратилась в мемориал.
Беда, постигшая поляков, сплотила страну и вызвала искреннее выражение горя и солидарности, о каких почти не было слышно с тех пор, как пять лет назадумер папа Иоанн Павел II. В последние два дня у президентского дворца собирается очередь скорбящих длиной в полмили.
И всё же отдельные поляки считают, что тот вопиюще коммерческий подход, с которым отнеслись к трагедии, доказывает наличие в стране здоровой капиталистической экономики спустя двадцать лет после свержения коммунизма, хотя вера в свободный рынок и грозит вытеснить приверженность римо-католической церкви с позиции главной религии.
Знавшие Качиньского, защитника общественной справедливости, яростно выступавшего против перегибов рыночной экономики, говорят, что от вида футболок с его фотографией его бы перекосило.
Рышард Бугай (Ryszard Bugaj), старший экономический советник Качиньского, сказал, что не удивлён стремлением некоторых нажиться на горе остальных.
«Это естественно, когда подобные болезненные события сопровождаются крайними формами поведения — как очень хорошими, так и, как в данном случае, очень плохими», — сказал он в интервью. — «Когда наживаются на чужом горе — это печально. Такое поведение типично для капиталистической морали, когда никто уже не думает, что можно, а что нельзя, и всех интересует только финансовая выгода».
Многие не скрывали своего стремления нажиться на национальной трагедии. В субботу, в день, когда случилась авария, на веб-сайте zlozkondolencje.pl появилось объявление с просьбой слать соболезнования смс-ками за плату в 10 долларов 60 центов. Владельцы сайта обещали собрать смс-ки и опубликовать их в альбоме, которые будет выставлен в президентском дворце.
А вот сайт по продаже настенных часов с портретами президента и его супруги зазывает покупателей:
«Мы должны попрощаться с Лехом и Марией Качиньскими; мы почитали их, мы никогда их не забудем. А теперь, пожалуйста, купите президентские часы с изображением президента и его супруги».
Экономисты прогнозируют, что коммерческие последствия трагедии будут невелики, так как большинство поляков традиционно уйдёт горевать в церковь и на кухню, а не в магазины.
«Нам не свойственно залечивать травмы тратой денег» — сказал Бугай.
На сорокадвухлетняя мать-одиночка Гражина Жолтовская (Grazyna Zoltowska), продававшая флаги возле президентского дворца, сказала, что вплеск патриотизма дал ей столько денег, что хватит оплатить все счета на много месяцев вперёд. В субботу, в день аварии, по её словам, она заработала более семисот долларов. Сделанные в Китае флаги продаются по двадцать злотых (6,8 доллара) за штуку.
«Это не лучший способ заработать на жизнь, но мне нужно содержать семью», — сказала она.
В эти выходные десятки высокопоставленных лиц, включая президента Обаму, канцлера Германии Ангелу Меркель и президента Франции Николя Саркози прибудут в Польшу на похороны президента и его жены, которые найдут последний покой в Вавельском соборе в Кракове, где хранятся останки польских королей. Некоторые гостиницы в Кракове берут с постояльцев более трёх тысяч долларов за ночь.
Бугай считает, что, несмотря на всю коммерческую лихорадку, Качиньский, хотя и отличался сильным чувством морали, не стал бы судить гримасы капитализма слишком строго.
«Он неплохо понимал человеческие слабости», — сказал Бугай. — «Не думаю, что он бы сильно возражал».
В написании статьи приняла участие Джоанна Берендт.