Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Важные встречи на берегах Потомака

Президент Саргсян выглядел бодро и активно, у Эрдогана был озабоченный вид

© REUTERS/Prime Minister's Press Office/Handout/Kayhan Ozer Президент Армении Серж Саргсян на встрече с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом
Президент Армении Серж Саргсян на встрече с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока стороны не выступили с официальными заявлениями, подробности встречи Саргсян — Эрдоган, как и содержание беседы двух лидеров, неизвестны. И никакие домыслы в данном случае абсолютно неуместны. Однако по словам аккредитованных журналистов разговор носил достаточно бурный характер.

В понедельник, когда в Вашингтоне наступило утро, а у нас день клонился к закату, в американской столице состоялась встреча президента Сержа Саргсяна с турецким премьер-министром Реджепом Эрдоганом. В ней принимали участие глава МИД Эдвард Налбандян и замруководителя аппарата президента Виген Саркисян, а с турецкой стороны — руководитель МИД Ахмед Давутоглу и его заместитель Фирудин Синирлиоглу.

Лидеры двух стран встретились в рамках глобального саммита по ядерной безопасности. Это мероприятие стало крупнейшим международным форумом на земле Америки со времени учредительной конференции ООН в 1945 году. В нем принимают участие руководители 47 государств, представители ООН, МАГАТЭ и Евросоюза. Переговоры Саргсяна с Эрдоганом продолжились 1 час 15 минут. Однако уже заранее президент Армении дал понять, что никаких принципиальных корректив внешнеполитический курс страны не претерпит. Там же в Вашингтоне он посетил Национальный кафедральный собор и возложил венок к могиле президента США Вудро Вильсона, который, напомним, был автором Севрского договора.

Как всем известно, этим документом предусматривалось создание независимой Армении на исторических армянских землях Вана, Муша, Битлиса... В церемонии возложения венка и последующей встрече с президентом приняли участие представители армянской общины. Глава государства выступил с обращением, в котором с высоким уважением отозвался о тех сотнях тысяч соотечественников, которые, преодолев все трудности, не только выжили в годы национальной трагедии, но и сумели благодаря своим способностям и умениям стать существенным политическим фактором в жизни своих стран и одновременно зримым компонентом позитивного международного имиджа и высокого авторитета исторической родины. И в этом контексте любые попытки Анкары расколоть единство Армении и диаспоры изначально обречены на провал.

 “За прошедшие месяцы мы с вами стали свидетелями обреченных попыток Турции расколоть Родину и диаспору, представить ситуацию таким образом, что якобы существуют две разные позиции в Армении и в спюрке. Сегодня мы вместе в очередной раз опровергаем подобные безосновательные иллюзии. Не существует разницы во мнениях армянства Армении и диаспоры. Есть единый армянский народ, и он сохраняет приверженность своему справедливому суду”, — сказал президент.

Назвав президента Вудро Вильсона “большим другом армянского народа”, президент процитировал его выступление, в котором американский руководитель, говоря о страданиях Армении и ее народа, призывал свою страну и ее граждан протянуть руку помощи, с тем чтобы “никогда больше не повторились страдания армян”. Тем самым еще 90 лет назад 28-й президент США сформулировал требование о признании геноцида 1915 года. И сегодня весь мир стал свидетелем того, как ширится и набирает силу процесс международного признания факта геноцида. На это Эрдоган, кстати, отозвался, но только как-то вяло. Выступая на открытии центра глобальных исламских исследований в Университете Джорджа Мейсона в Вашингтоне, он только и сказал, что считает: решения о признании геноцида армян парламентами различных стран не идут во благо и Армении, историю должны оценивать не депутаты, а специалисты. То есть просто повторил свой дежурный тезис, не более.

Подтвердив, что Ереван готов к установлению с Анкарой нормальных взаимоотношений, Серж Саргсян одновременно подчеркнул, что “Турция не может говорить с Арменией на языке предусловий, мы этого просто не допустим. Мы не собираемся делать предметом обсуждения в каком-либо формате факт геноцида или имитировать, будто верим, что Турция способна сыграть какую-то позитивную роль в переговорах по урегулированию карабахской проблемы”. Президент признал при этом, что новый внешнеполитический вектор Еревана подвергается испытаниям, “поскольку мы идем по непротоптанной тропе”, но глава государства убежден, что “Армения с честью выдержит и это испытание”.

Пока стороны не выступили с официальными заявлениями, подробности встречи Саргсян — Эрдоган, как и содержание беседы двух лидеров, неизвестны. И никакие домыслы в данном случае абсолютно неуместны. Однако по словам аккредитованных журналистов разговор носил достаточно бурный характер. И если Серж Саргсян выглядел наступательно и говорил активно, то у турецкого премьера вид был задумчиво-озабоченный. Кроме того, турецкие информагентства и телевидение распространили информацию о том, что по итогам встречи Эдвард Налбандян и Ахмед Давутоглу поработают над реализацией цюрихских протоколов о нормализации отношений. При этом турецкие журналисты ссылаются на дипломатические источники своей страны.

Вчера же состоялась и встреча Сержа Саргсяна с президентом Бараком Обамой. Известно также, что предусмотрена беседа армянского лидера с госсекретарем Хиллари Клинтон. Надо думать, в ходе этих бесед взаимопонимания было больше. Не случайно накануне пресс-секретарь Белого дома Майк Хаммер заявил, что “для США очень важно развивать двусторонние отношения с Арменией — особенно с учетом подписания армяно-турецких протоколов, которые Вашингтон поощряет”.