19 августа 1953 года сторонники шаха осуществили против правительства Ирана заговор, который был спланирован, организован и поддержан Центральным разведывательным управлением Соединенных Штатов Америки (ЦРУ) и британской разведкой. Следующие 25 лет вплоть до иранской революции 1979 года иранцы жили под властью жестокого шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Заговор под руководством ЦРУ в Иране стал первым случаем, когда разведывательное управление свергло демократически избранное правительство. Но не последним.
В 1954 году ЦРУ организовало заговор против демократически избранного президента Гватемалы. В 1963 оно подготовило заговор в Ираке, в результате которого к власти в этой стране со временем пришел Саддам Хусейн и его баасистская партия. В 1973 году ЦРУ организовало путч против демократически избранного лидера Чили. В каждом случае те, кому американцы помогли прийти к власти, создавали режимы террора и насилия. Эти режимы стали причиной кровопролитных революций или, что еще хуже, вторжений под руководством США. Так или иначе, но из-за внешней политики Соединенных Штатов погибли сотни тысяч людей.
При президенте Рузвельте в 1945 году основой внешней политики США стало обеспечение доступа к ближневосточной нефти с примененем в случае необходимости военной силы. Президент Картер в 1980-м провозгласил такую внешнюю политику официально. Это требует доказательств, но можно говорить о том, что переворот ЦРУ в Иране в 1953 году положил начало мировой войне за нефтяные ресурсы.
В 2002 году ЦРУ осуществило неудачную попытку свергнуть в Венесуэле Уго Чавеса. В 2003-м США вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. До сих пор в качестве приоритетной задачи рассматривается смена режима в Иране. В 2007 году телеканал ABC News сообщил, что ЦРУ тайно использует террористическую организацию "Джундалла" для нападений на представителей власти Ирана. В 2009 году бывший сотрудник ЦРУ Роберт Бэр (Robert Baer) заявил в интервью журналу TIME, что ЦРУ действительно поддерживало контакты с "Джундаллой", хотя он и назвал их "спорадическими". Что общего у этих трех стран? Огромные запасы нефти.
Исполнительный директор американской независимой организации 20/20 Vision, которая выступает за расширенное участие гражданского общества в решении вопросов глобальной безопасности и охраны окружающей среды, Том Коллина (Tom Collina) в 2005 году выступал с показаниями в подкомитете Конгресса, где заявил: "Америка пытается решить проблему обеспечения нефтью с помощью вооруженных сил, которые защищают маршруты доставки, поддерживают и приводят к власти дружественные режимы. Но, как показал Ирак, цену за это приходится платить астрономическую – 200 миллиардов долларов (и счет не закрыт). Более того, такая стратегия не работает – Ирак сегодня добывает меньше нефти, чем до вторжения. И хотя причин для принятия решения о вторжении в Ирак у администрации Буша могло быть много, кто-нибудь сомневается в том, что мы бы не находились сегодня в этой стране, экспортируй она не нефть, а кофе?"
Чтобы использовать военную силу для обеспечения доступа к ближневосточной нефти, Соединенным Штатам нужны базы в этом регионе или возле него. В 1990 году, когда Ирак вторгся в Кувейт, американские военные получили первый плацдарм, открыв базы в Саудовской Аравии и ряде других стран. В докладе Исследовательской службы Конгресса, датированном декабрем 2001 года, отмечается: "Многие арабы на Ближнем Востоке с возмущением относятся к присутствию там немусульманских западных сил, поскольку это напоминает о европейском колониализме. В частности, присутствие западных военных на земле Саудовской Аравии кое-кто рассматривает как надругательство над исламскими святынями Мекки и Медины. Что крайне важно, первая претензия Усамы бен Ладена, которую он высказал в своей фетве (решение по какому-либо вопросу, выносимое авторитетами в области исламского права – прим. пер.) в феврале 1998 года, касалась американского военного присутствия на Аравийском полуострове. Похоже, что его жалоба нашла отклик в этом регионе. Даже люди и руководители, которых не очень волнует американское военное присутствие в силу религиозных причин, и те высказывают подозрения, что США намерены оставить свои военные базы на Ближнем Востоке надолго. Соединенные Штаты должны вывести свои войска из Саудовской Аравии через 13 лет".
В том же докладе далее говорится: "Особую обеспокоенность у многих в этом регионе вызывает то, что Соединенные Штаты могут расширить масштабы нынешней кампании против Усамы бен Ладена и "Талибана", перенеся ее на Ирак, а возможно и на другие мусульманские страны, включенные в террористический список госдепартамента (это Иран, Сирия, Ливия). На заседании Организации Исламской конференции 10 октября 2001 года (туда входит 56 стран-членов) ее участники воздержались от критики американской военной кампании против сил бен Ладена / талибов в Афганистане, однако осудили любые посягательства на другие арабские и мусульманские страны. Ключевые союзники США, такие как президент Египта Хосни Мубарак и король Иордании Абдалла, призвали Соединенные Штаты не идти на этот шаг, который, по их мнению, мог вызвать остро негативную реакцию в их странах и в целом на Ближнем Востоке". Опасения этих лидеров оправдались, когда США в 2003 году вторглись в Ирак, развернули там многочисленные военные базы и оккупировали страну, одновременно стремясь найти повод к войне против Ирана.
Иракский парламент отдал распоряжение вывести все американские войска из Ирака к 2011 году. Однако правительство Соединенных Штатов все время пытается договориться о постоянном военном присутствии в Ираке, чтобы сохранить уже имеющиеся там базы. Сейчас, когда американским войскам приказано покинуть Ирак к следующему году, администрация Обамы стремится договориться с Афганистаном и режимом президента Карзая, чтобы эта страна стала центром для размещения баз США на Среднем Востоке. В этой связи заявление президента Обамы во время посещения американских войск в Афганистане не вызывает удивления: "Если бы я хоть на минуту подумал, что здесь, в Афганистане, не поставлены на карту жизненно важные интересы Америки, я бы незамедлительно приказал отправить вас всех домой".
То, что Афганистан приобретает важное стратегическое значение как место развертывания военных баз США на Среднем Востоке, становится еще более очевидно в свете восстания в Киргизии. В феврале 2009 года правительство Киргизии объявило, что закроет находящуюся там базу США (возможно, действуя по указке Кремля). Затем, спустя четыре месяца, президент Киргизии отменил это решение, заявив, что база остается, но арендная плата за нее повышается, а на американских военных наложат новые ограничения. Сейчас, когда президент Киргизии был вынужден бежать из страны, будущее этой базы вновь становится неопределенным.
Война в Афганистане продолжается, а судьба дальнейших военных операций Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке под вопросом. Наступает момент, когда мировым лидерам придется либо капитулировать перед нефтяными интересами США, либо занять какую-то позицию.