Еще до трагедии литовские политологи и некоторые политики возмущенно гадали: неужели встреча Дали Грибаускайте с президентом Польши настолько важна, что она променяла аж президента США Барака Обаму, который пригласил посетить Далю Грибаускайте Прагу, где была намечена коллективная встреча Обамы с президентами и премьерами европейских стран. Даля Грибаускайте отправила вместо себя Андрюса Кубилюса, чем вызвала шквал критики в Литве, что подобная внешняя политика может оскорбить США, что добром не кончится.
Как пишет Regnum, литовские политики дружно осудили такую политику президента Литвы. Никто не сомневается, что бывшему президенту Литвы Валдасу Адамкасу даже и в голову не пришло бы отказываться от подобной встречи, предложенной президентом США, и посылать вместо себя чиновника ниже рангом. По мнению одного из лидеров соцдемов, заместителя председателя (в прошлом председателя) Комитета по международным делам Сейма Юстинаса Каросаса, Даля Грибаускайте хотела «выделиться» с помощью такого поступка. «Ничего нового, - сказал Каросас порталу Alfa.lt, - президент опять сделала шаг и опять показала себя некорректно и не мотивирует. Только потом подыскиваются мотивы, но они уже выглядят сомнительными и нерациональными. После того как пресс-атташе Линас Бальсис объяснил, что приглашение встретиться с Бараком Обамой было адресовано Литве, мне сразу же пришло в голову, не отождествляет ли случайно президент себя психологически с Литвой. Насколько я понял из всего объема поступившей информации, приглашение ведь было именное, адресованное лично уважаемой Дале Грибаускайте.
Она приглашения не приняла и делегировала Андрюса Кубилюса (...). Может, речь идет о желании выделиться на фоне других? Но выгодно ли это Литве в плане общения с другими государствами и с той же Америкой, в этом я очень сомневаюсь - была упущена возможность познакомиться и прямо пообщаться с Обамой. Ничего трагического в этом нет, но у президентов США и прибалтийских стран из-за этого, несомненно, останется обида: другими словами, они как бы не очень подходящая компания для нашего президента».
Другой член Комитета по международным делам Сейма Эгидиюс Варейкис тоже критически оценил шаги Грибаускайте: «Кому ехать или не ехать на встречи с руководителями иностранных государств, президентура должна решать не публично, а дипломатическим путем, на протокольном уровне. Теперь кажется, что президент Даля Грибаускайте опять не вовремя и не к месту наговорила, потому что новость была пущена в обиход из неофициальных источников. Вспомним, как было дело с приглашением Дмитрия Медведева, Александра Лукашенко, Виктора Януковича, Михаила Саакашвили - список аналогичных недоразумений длинный. Такие публичные обсуждения, когда руководители Литвы не могут договориться между собой, вредят престижу государства».
Влиятельный политолог, доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Кястутис Гирнюс, приехавший в независимую Литву с Запада и хорошо знающий дипломатическую западную кухню, тоже полагает, что Обама пригласил именно Грибаускайте не случайно. В интервью порталу Alfa.lt Гирнюс сказал: «Аргументы президентуры, что приглашение Барака Обамы было адресовано Литве и что там на ужине в Праге участвует больше премьеров, чем президентов, мне не кажутся твердыми. Если бы Белый дом хотел пригласить премьера Андрюса Кубилюса, то ему и было бы выслано именное приглашение. Я думаю, посольство США в Вильнюсе знает, кто премьер и кто президент».
В итоге на встречу поехал Андрюс Кубилюс, который твердо отрапортовал, что у него создалось впечатление, что руководитель США очень хорошо понимает проблемы региона, а проводимая Америкой политика «перезагрузки» в отношении России в конечном итоге направлена на то, чтобы модернизировать это соседнее с Литвой государство.
После встречи, в которой участвовали 11 руководителей государств Центральной и Восточной Европы, глава литовского правительства сказал, что политика США в отношении России уже дает значительные результаты.
«Президент Обама оставил впечатление, что он очень хорошо знает проблемы нашего региона и проблемы всей Европы в более широком контексте», - сказал Кубилюс BNS после встречи по телефону из Праги. Обама в Праге в прошлый четверг вечером встретился для обсуждения вопросов безопасности с руководителями 11 государств Центральной и Восточной Европы. Встреча состоялась в день подписания Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым договора о сокращении ядерных вооружений.
Кубилюс сказал, что подчеркнул на встрече символическую важность этого договора и то, что то, как Америка развивала ракетные вооружения, привело в конце ХХ века к концу Советской империи.
«Я постарался подчеркнуть, насколько символичен договор между Вашингтоном и Москвой, который подписан спустя день после встречи премьеров Польши и России в Катыни. То, как Америка развивала ракетные вооружения, до 1990 года сохраняло мир в мире и не позволяло Советской империи расширяться, а с другой стороны - привело и к концу империи. Сегодня мы видим достаточно серьезные и глобальные изменения в этих делах, которые представляют для нас исключительную важность. Политика и терпеливая дипломатия Америки дают действительные большие результаты и, возможно, что Россия и по этой причине меняет свое отношение к истории», - сказал Кубилюс.
После этой одновременной встречи, когда президент Польши был в Вильнюсе, а Кубилюс ужинал в тот же день с Обамой в Праге, логика Дали Грибаускайте перестает казаться странной. Объявление о том, что Лех Качиньский приедет в Вильнюс пришло накануне визита. Если бы ругавшие президента политологи и политики знали об этом визите заранее, а главное, что будут обсуждаться энергетические вопросы, то, возможно, в Грибаускайте не полетели бы стрелы критики. Ведь в Праге действительно была больше символическая встреча, после которой не могло быть каких-то конкретных результатов, а в Вильнюсе – все было конкретно и предельно ясно. С другой стороны, чтобы не будоражить общественность, президент могла бы и раньше объявить, что ждет Качиньского в тот же день, когда ее зовет Обама, если это действительно была причина ее отказа ехать в Прагу. Но с другой стороны – кто ее обязывает о таких вещах отчитываться?