В субботу нависшее над Северной Европой облако пепла из исландского вулкана продолжило двигаться на восток. В связи с этим продолжается масштабный коллапс авиасообщения. Измотанные пассажиры по-прежнему остаются в состоянии тревожной неопределенности.
Ученые пока не могут сказать, где развеется облако. Многие из крупных европейских аэропортов, служащих ключевыми перевалочными пунктами для грузоперевозок и пассажирского сообщения в субботу были по-прежнему закрыты. Некоторые из них открылись в пятницу, но опять закрылись на следующий день.
Британская Национальная служба воздушного транспорта продлила ограничения на авиаперевозки в воздушном пространстве страны, по крайней мере, до 19 часов субботы. По словам ее представителей прогнозы погоды показали, что ситуация с пеплом в течение дня будет ухудшаться. Вновь были закрыты аэропорты в Шотландии и в северных частях Англии, открывшиеся в пятницу утром. Открывшееся было воздушное пространство Ирландии власти закрыли до 18 часов.
Германское управление гражданской авиации продлило закрытие аэропортов до 14 часов субботы. Оно также объявило закрытым мюнхенский аэропорт, который оставался открытым с момента появления облака. Тем не менее, оно разрешило полеты авиатранспорта над Германией на высоте более 10 500 метров (выше стандартного уровня полета).
Последствия выброса пепла не ограничиваются европейскими аэропортами. Оперные певцы и музыканты вынуждены прерывать туры, на складах копятся скоропортящиеся продукты. Тысячи людей, собиравшихся лететь самолетами, толпятся на железнодорожных вокзалах и нанимают такси на огромные расстояния в отчаянной попытке найти альтернативные способы добраться туда, куда им нужно попасть. Европейские бегуны-любители опасаются, что они не смогут прибыть в Бостон к утру понедельника, чтобы поучаствовать в Бостонском марафоне.
Появление облака пепла скажется на самых разных аспектах жизни. Срываются деловые встречи, давно запланированные школьные экскурсии, дипломатические мероприятия. Торжественные похороны президента Польши Леха Качиньского и его жены, по словам польских властей, вероятно, пройдут, как планировалось, в воскресенье, однако пока непонятно, кто из иностранных почетных гостей сможет их посетить.
«Я никогда не видел такого хаоса», - говорит Эрих Клюг (Erich Klug), 35-летний сотрудник компании, занимающейся поставками автозапчастей. Он был во франкфуртском аэропорту в пятницу, когда тот закрылся. Сотни людей стояли в очередях за железнодорожными билетами. Остальные в ожидании новостей о том, что авиасообщение восстановлено, устраивались спать на раскладушках.
Международная ассоциация воздушного транспорта, штаб-квартира которой находится в Женеве, заявила в пятницу, что по самым скромным оценкам финансового урона, который понесла отрасль авиаперевозок из-за случившегося (только упущенная выручка) превышает 200 миллионов долларов в день. При этом пока неизвестно, сколько авиакомпании потратили на перенаправление рейсов, заботу об ожидающих в аэропортах пассажирах и стоянки для приземлившихся самолетов.
В Соединенных Штатах и Европе авиаперевозчики не обязаны предоставлять ночлег и питание застрявшим в аэропортах пассажирам. Разумеется, это не радует путешественников, многие из которых к тому же недовольны тем, что компании недостаточно часто проводят оповещение.
В пятницу в середине дня в Международном аэропорту Майями очередь к стойке British Airways продвигалась медленно. Люди, стоящие в ней, были хорошо осведомлены о проблемах, которые вызвало случившееся в среду извержение вулкана в Исландии.
«Ясно, что первым делом безопасность, но нам-то что теперь делать?» - говорит 40-летняя школьная учительница из Шотландии Трейси Гамильтон (Tracey Hamilton). Они с сестрой и родителями пытаются вернуться домой из круиза по Карибскому морю. По словам г-жи Гамильтон, British Airways разместили их семью на ночь в отеле, однако она опасается, что они не смогут попасть на рейс до следующей недели. «Еще на одну неделю у нас не хватит денег», - замечает она.
В нью-йоркском Международном аэропорту имени Кеннеди 32 школьника и преподавателя из города Фолл-Ривер, штат Массачусетс готовились отправиться в 10-дневную экскурсию в Цюрих, Вену, Венецию и Париж. Вместо этого их туроператор и авиакомпания SwissAir предложили им другие направления, не перекрытые облаком пепла – Испанию или Коста-Рику.
Более 30 отелей в Нью-Йорке предлагают скидку 15% пассажирам, не получившим от авиакомпаний купон на ночлег, объявил, как сообщает The Associated Press, мэр города Майкл Блумберг (Michael Bloomberg).
По словам ученых-метеорологов, невозможно предсказать, как долго продлиться извержение, которое повергло авиаперевозки в такой хаос. Исландские метеорологи утверждают, что вулкан продолжает изрыгать пепел, а господствующие ветра продолжают нести получившееся облако на юг и на восток – в сторону Британии и Европы.
В пятницу British Airways перенаправила полдюжины рейсов из Соединенных Штатов в аэропорты под Глазго вместо английских аэропортов, заявила компания на своем сайте.
Другая авиакомпания - Cathay Pacific – советует пассажирам отложить до следующего месяца все полеты в Европу кроме самых необходимых, так как практически все билеты на ее рейсы уже заказаны. Компания ожидает, что мест на европейские рейсы не будет еще некоторое время после того, как восстановиться нормальный режим работы.
Облако пепла из вулкана Эйяфьятлайокудль, как сообщается, находится на высоте от пяти с половиной до десяти тысяч метров над землей, – то есть на высоте, на которой обычно летают гражданские самолеты.
Женевская штаб-квартира Всемирной организации здравоохранения заявила, что если вулканический пепел начнет оседать, людям, у которых есть проблемы с дыхательной системой, придется «ограничить время пребывания вне дома или сидеть по домам».
В пятницу днем облако все еще оставалось в основным невидимым с земли. Небо над Парижем, Лондоном и Франкфуртом было по-прежнему чистым и голубым.
«Когда солнце так сияет, трудно осознать, что происходит», - говорит Доминик Списсер (Dominique Spiesser), 54-летний инженер-химик из Швейцарии, застрявший во Франкфурте.
Тем не менее, выброс представляет собой серьезную угрозу для самолетов. Вулканический пепел состоит в основном из родственных стекловолокну силикатов, которые, попав в реактивный двигатель, могут начать плавиться, отчего двигатель начинает глохнуть.
Путешественников, избравших альтернативные способы передвижения, такие как поезда, часто также ждут трудности. Пассажиры, которые хотят попасть в Британию, толпятся на парижском Северном вокзале в расчете купить билеты на скоростной поезд Eurostar. К утру пятницы мест на выходные уже не было, хотя были пущены три дополнительных состава.
Некоторые, чтобы попасть домой, идут на исключительные меры. Британский комик Джон Клиз (John Cleese), бывший участник труппы «Монти Пайтон», застряв в Осло, нанял, по словам одного из своих агентов Дина Уайатбреда (Dean Whitbread), такси марки «мерседес», чтобы проехать 900 миль от Осло до Брюсселя, в котором он надеялся сесть на лондонский поезд. За рулем друг друга сменяли три водителя, а счет составил около 5000 долларов.