На прошлой неделе президент США Барак Обама впервые встретился с новым президентом Украины Виктором Януковичем. Украинскому президенту придётся поработать над своим имиджем: многие западные страны до сих пор видят в нем послушное орудие Кремля. Это и не удивительно, если вспомнить, что в 2004 году этот поддерживаемый Москвой кандидат «выиграл» президентские выборы, и тут же потерпел поражение в ходе «оранжевой революции». Однако первый визит Януковича в Вашингтон в качестве президента, в ходе которого обнаружилась его приверженность действиям, а не словам, составляет впечатляющий контраст с его предшественником, заслужившим поддержку Запада своей мировоззренческой концепцией, но проявившим полную неспособность управлять страной.
Белый Дом не зря решил пойти навстречу горячему желанию Янковича и предоставить ему двустороннюю встречу с президентом США в кулуарах саммита по ядерной безопасности. Результатом этой встречи стало заключение сделки, имеющей историческое значение, в соответствии с которой Украина взяла на себя обязательство в течение двух лет избавиться от всех запасов высокообогащенного урана. Руководители двух стран подтвердили свою верность американо-украинской хартии стратегического партнёрства. Их предшественники, активно поощрявшие натовские амбиции Украины, видели в хартии своего рода суррогат «плана действий по подготовке к членству в НАТО», открывающий Украине путь в альянс, который остальные члены Союза отказались ей предоставить. Подтвердив хартию, Обама и Янукович сделали её собственным достижением.
Янукович стал руководителем страны с неопределённым будущим и уязвимым государственным статусом. Правда, документальная история Украины уходит в глубь веков; однако в феврале этого года был избран всего четвёртый по счёту президент страны – если хотите, украинский Джеймс Мэдисон (четвертый президент США - прим. перев.). То, что сейчас делает Янукович, определит место Украины в мире в большей степени, чем любая внешняя сила. Если правительству Украины удастся укрепить демократию, обеспечить эффективное руководство и добиться экономического роста, оно станет убедительным примером в своём регионе, который в подобных примерах отчаянно нуждается. Если Янукович урежет демократические свободы, установит капитализм, основанный на кумовстве – что ж, у Запада не будет надёжного партнера в этом стратегически важном регионе.
Так чего же может Вашингтон ожидать от Януковича? Теперь, когда связи между Соединёнными Штатами Америки и Украиной возобновились (потому что с момента избрания Обамы и в ожидании результатов выборов на Украине отношения между странами были временно приостановлены), встал целый ряд ключевых проблем, от которых зависит будущее отношений между этими двумя странами:
Первая из этих проблем – каким образом сможет Киев наладить свои отношения с Москвой. На Западе многие тешат себя надеждой, что президентство Януковича предвещает более стабильные и положительные отношения между Украиной и Россией, ведь продолжение напряжённой ситуации последних лет, приведшей, в частности, к перекрытию подачи газа в 2006 и 2009 годах, не отвечает интересам обеих сторон. Такого рода отношения требуют, чтобы Украина вела себя как независимое суверенное государство, и чтобы другая сторона обращалась с ней соответственно. Ключевые вопросы, стоящие на повестке дня: будет ли Янукович продолжать политику непризнания по отношению к отколовшимся от Грузии районам Южной Осетии и Абхазии, которые Россия признала, и позволит ли он продлить срок аренды баз Черноморского флота в Крыму. Пока создается впечатление, что новый президент придерживается прежней линии по первому вопросу, но открыт для переговоров по второму.
Россия чрезвычайно заинтересована в том, чтобы получить контроль над энергетической инфраструктурой Украины, которая для неё является основными воротами на европейский энергетический рынок. Если Янукович отнесётся к проблеме бесперебойного энергоснабжения страны как к вопросу национальной безопасности, а не как к очередной торговой сделке, то новое правительство примет меры по защите энергетической инфраструктуры Украины, осуществляя реформу энергетического сектора и придерживаясь серьёзной энергосберегающей стратегии. Киев уже пригласил Москву присоединиться к Евросоюзу в программе радикального обновления энергетической инфраструктуры Украины. Янукович намекнул на возможность продажи части внутренней системы газопроводов российской энергетической монополии, «Газпрому», в обмен на льготные цены на газ.
Вступление в НАТО явно не стоит на повестке дня политической линии Януковича, в отличие от его предшественника, Виктора Ющенко. Учитывая, что ни Вашингтон, ни основные европейские члены атлантического блока не выказывают ни малейшей склонности предоставить Украине план действий по подготовке к членству в НАТО, это, видимо, вполне оправданно. Но хорошие отношения между НАТО и Украиной должны стоять на повестке дня. Как это ни удивительно для руководителя, имеющего имидж пророссийского политика, Янукович в бытность свою премьер-министром немало сделал для улучшения связей между блоком НАТО и Украиной. И, хотя и речи не может быть о вступлении в ближайшем будущем Украины в НАТО, обе стороны должны признать, что укреплять сотрудничество между НАТО и Украиной надо. Пока что, к сожалению, вести из Киева не слишком обнадеживают: Янукович распустил комитет, целью которого была координация работы различных министерств по вопросу евро-атлантической интеграции, и поручил Министерству иностранных дел разработать новых закон о национальной безопасности, который кодифицирует нейтралитет Украины и неприсоединение её к каким-либо блокам. Но разве это правильно, сегодня закрывать двери завтрашним возможностям?
Однако, охладив пыл стремления Украины вступить в НАТО, Янукович активно выступает за членство Украины в Европейском Союзе. Выбор в качестве первого зарубежного турне Брюсселя, а не Москвы, был хорошим символическим жестом. Скорейшее достижение согласия в вопросе о свободе внешней торговли и либерализация визового режима станут практическими шагами, которые помогут украинцам стать европейцами и приблизят страну к Европе.
А что же ближайшие соседи Украины? Одним из крупных достижений Ющенко стало то, что Украина начала играть конструктивную роль в Восточной Европе. Продолжит ли Янукович строить особые отношения с Польшей? Будет ли он использовать влияние Украины в регионе для поддержки прозападного правительства Молдовы и оказывать давление на Приднестровье, чтобы оно достигло договоренности с Кишинёвом? Как сложатся отношения Януковича с белорусским диктатором Александром Лукашенко и с президентом Грузии Михаилом Саакашвили? Все это покажет, какой будет роль Украины в регионе.
Западные наблюдатели обоснованно озабочены и тем, сохранит ли Киев свою позицию поддержки соблюдения прав человека и свою приверженность принципам демократии во внешней политике. При правлении Ющенко Украина участвовала во многих международных форумах, поддерживая Брюссель и Вашингтон в традиционных вопросах укрепления демократии и соблюдения прав человека, а её отношение к таким странам, как Куба и Белоруссия, было довольно критическим. Правительство президента Януковича уже выдало Фиделю и Раулю Кастро медали за медицинскую помощь Кубы жертвам чернобыльской атомной катастрофы; жест красивый, но не очень удачный для внешней политики в первый месяц пребывания нового президента у власти.
Хотя благодаря проводимой Ющенко внешней политике и его конфронтации с Кремлем имя его постоянно мелькало на первых полосах периодических изданий, неспособность сработаться с собственным премьер-министром Юлией Тимошенко привела его к гибели. Пока два прежних союзника по «оранжевой революции» вели междоусобную перебранку, экономика страны резко пошатнулась, сократившись в 2009 году более чем на 14 процентов, а государственный долг перевалил за 20 процентов ВВП. Такие экономические показатели, одни из худших в мире, ускорили разработку программы срочной помощи Украине со стороны Международного валютного фонда.
Будет ли надёжным международным партнёром Янукович – в значительной мере станет видно по тому, сумеет ли он управлять финансами собственной страны. В частности, то, как новое правительство станет обращаться с кредитом МВФ, быстро покажет, насколько ему можно доверять. Украина уже потратила около 10,5 миллиардов долларов из рассчитанной на два года 16,4 миллиардной программы срочной помощи, и в ноябре, из-за нарушения прошлым правительством своих обещаний ограничивать бюджет, МВФ приостановил выплаты. Пока новое правительство мало сделало для того, чтобы кредит МВФ был разморожен: принятие бюджета, который бы был приемлемым для МВФ, постоянно откладывается, а Янукович пытается заткнуть дыры в бюджете, торгуясь с Россией о ценах на газ.
Тем не менее, пока у Януковича есть определённое пространство для политических маневров, которое даёт ему возможность выполнить своё обещание приблизить Украину к Европе. Но самый важный фактор для достижения этой внешнеполитической цели – внутренняя деятельность государства. То, как отнесутся к Януковичу в западных столицах, будет зависеть от его способности эффективно управлять страной, защищать демократические достижения, стабилизировать экономику и способствовать её росту, обеспечивать надёжность Украины как энергетического партнёра. Обама достаточно определённо продемонстрировал эти ожидания во время своей первой встречи с новым украинским президентом.
Концепция Украины как будущего члена Евросоюза важна потому, что она способна стать мотивирующим фактором последовательной политической линии Киева (а также Вашингтона и Брюсселя). Целью политики США и Евросоюза должна стать помощь Украине, чтобы её ближайшее будущее не оказалось столь же сумбурным, как недавнее прошлое. Бестолковый сумбур не проходит даром. Очень часто в основе европейских конфликтов лежала неопределённость относительно территории между Германией и Россией. Если бы Россия в ходе своего исторического развития изменилась и стала похожей на современную Германию, этот вопрос бы уже не стоял. Но пока что этого не произошло. Пока Москва продолжает прибегать к давлению (а в случае Грузии, и к прямому вторжению) на соседей, которые не согласны с её политической линией.
Нельзя, чтобы Украине приходилось выбирать между Европой и Россией. Естественно ожидать, что Россия и Украина, страны-соседи с общей историей и тесно переплетённой культурой, смогут наладить хорошие, близкие отношения. Со временем стабильная Украина, под надежной страховкой трансатлантического союза, окажется в силах построить равноправные отношения между Москвой и Киевом. Печальные страницы истории не должны повторяться.