Проведенный на этой неделе в столице Туркменистана первый международный газовый конгресс, в котором, в частности, принимали участие представители ЕС, Госдепа США, МЭА, продемонстрировал актуальность вопросов диверсификации маршрутов поставок газа как для Европейского союза, так и для США.
В выступлениях высокопоставленных лиц США и ЕС подчеркивалось значение скорейшего открытия Южного газового коридора, который позволит диверсифицировать маршруты и источники поставок газа в Европу. Наиболее приоритетным для ЕС проектом в рамках Южного коридора является проект газопровода Набукко, который призван транспортировать газ из Каспийского региона и с Ближнего Восток в европейские страны.
Туркменистан, обладающий большими запасами газа, рассматривается как один из основных поставщиков газа для этого проекта. Более того, несмотря на ранее сделанные заявления о том, что первая стадия проекта Набукко не предполагает подключения туркменского газа, теперь без его наличия реализация проекта не представляется возможной. Внимание, уделяемое проекту, в частности роли Туркменистана в нем, преследует цель подтолкнуть страну к скорейшему принятию решения по поставкам и тем самым ускорить процесс реализации проекта газопровода, начало строительства которого намечено на 2011 год.
"Президент Гурбангулы Бердымухамедов говорил положительно о предоставлении газа для Европы в рамках усилий Туркменистана по диверсификации своих маршрутов экспорта. И хотя последнее решение, естественно, будет приниматься правительством Туркменистана, мы приветствовали бы участие Туркменистана", - сказал в ходе конгресса в Ашхабаде старший советник специального посла Госдепа США по вопросам евразийской энергетики Дениел Штайн (Daniel Stein). Он также заявил о поддержке США открытия Южного коридора и его стратегической важности для диверсификации источников и маршрутов поставок газа в Европу.
Еврокомиссар по энергетике, который также присутствовал на конгрессе, заявил о том, что Еврокомиссия предоставит Туркменистану безопасную и стабильную среду для экспорта своих энергоресурсов в ЕС.
На сегодняшний день важнейшие вопросы по проекту Набукко остаются открытыми, включая и финансирование, и обеспечение необходимых объемов для загрузки мощности трубопровода. Максимальная пропускная способность газопровода составляет 31 миллиард кубических метров в год. Тем не менее, как заявляют участники проекта, все важнейшие решения, включая и вышеперечисленные, будут приняты в этом году.
В частности, в скором времени ожидается подписание между ЕС и Туркменистаном контракта на поставку 10 миллиардов кубических метров газа в год, что станет значительным шагом вперед на пути реализации Набукко. Это будет первым контрактом по поставкам газа на долгосрочный период в рамках проекта Набукко.
Туркменистан, доказанные запасы газа которого составляют 7,94 триллиона кубических метров (по данным BP на начало 2009 года), на сегодняшний день также не раз заявлял о том, что придерживается политики диверсификации направлений экспорта своего газа и европейский рынок является для страны приоритетным.
Активным продвижением туркменского газа на европейский рынок занимается немецкая компания RWE, которая является одним из шести акционеров проекта Набукко, получившая в прошлом году лицензию на геологоразведку на участке блока 23 в туркменском секторе Каспийского моря. Содействие в доставке туркменского газа на европейский рынок выразила ранее и французская компания GDF Suez. Также о готовности предложить свои услуги и опыт в разведке и добыче нефти и газа, их переработке и транспортировке, нефтехимиии, а также работах на морском шельфе Каспия заявила в ходе конгресса американская корпорация ChevronTexaco.
Тем не менее, открытым до сих пор остается вопрос, каким образом туркменский газ будет доставляться в Европу. Единственным вариантом для этого является Транскаспийский трубопровод, который пройдет по дну Каспийского моря между Туркменистаном и Азербайджаном. Его строительство на сегодняшний день сдерживается нерешенностью вопроса статуса Каспийского моря.