Приближаясь в густом тумане к военному аэропорту около Смоленска, пилот Ту-154, в котором польская делегация во главе с президентом летела отмечать годовщину Катыньской трагедии, не знал, что под ним - глубокий овраг. И, будучи убежден, что расстояние до земли значительно больше, начал роковое снижение. Такую версию причин авиакатастрофы обнародовала вчера польская «Газета выборча».
Издание приводит результаты собственного расследования смоленского журналиста, бывшего пилота военных вертолетов Сергея Амелина. На основании сделанных им самим фотографий эсперт предполагает: при приближении к посадочной полосе лайнер пролетал над оврагом глубиной до 60 метров (окрестности Смоленска покрыты холмами, и аэродром расположен на вершине одного из них). Но пилот в условиях почти нулевой видимости считал, что таково расстояние до уровня самой полосы.
Американская газета USA Today напоминает, что самолет президента Польши был оборудован современной системой предупреждения об опасном приближении к земле и других препятствиях TAWS. В течение 21 года эксплуатации эта система, которой оснащены 95 процентов пассажирских самолетов, ни разу не дала сбой. Почему же подвела на этот раз?
Как объясняют специалисты, TAWS заранее предупреждает пилотов о повышении рельефа земли или, скажем, расположенных впереди башнях антенн. В случае опасности в кабине пилотов звучит сирена. Было ли такое предупреждение перед падением польской «Тушки», покажут записи «черных ящиков», которые до сих пор расшифровывают.
На прошлой неделе министр обороны Польши Радослав Сикорский призвал сделать это как можно быстрее, чтобы «сдержать появление очередных слухов и инсинуаций». Пока же наличие этой системы добавляет вопросы, ведь проигнорировать ее сигнал не решился бы ни один пилот, как бы и кто на него не давил. Возможно, предупреждение прозвучало слишком поздно, чтобы самолет успел выполнить спасительный маневр.
Между тем российская сторона и далее отмечает, что в катастрофе виноват только пилот. О том, что аэропорт Северный не имеет автоматической системы наведения самолетов, в половине прожекторов, указывающих на расположение посадочной полосы, не хватает лампочек, а диспетчеры не обладают знанием обязательного для общения во время приема международных рейсов английского языка, предпочитают не вспоминать.
Перевод: Антон Ефремов