Соседство гуманитарной помощи и торговли оружием зачастую оказывается слишком тесным. Среди 200 авиакомпаний, услугами которых пользуется целых ряд международных институтов, от ООН до ЕС, НАТО и многочисленных гуманитарных организаций, 90% занимаются также доставкой легких вооружений (в первую очередь в Африку), что на своем жаргоне специалисты называют "дестабилизирующими грузами". "Для того, чтобы скомпенсировать ущерб от одного самолета с оружием, нужно снарядить более 70 самолетов с гуманитарной помощью", - объясняет Хью Гриффитс (Hugh Griffiths), один из авторов опубликованного в прошлом году отчета Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Sipri), который занимается вопросами контроля оружия и разоружения.
В этой связи Sipri открыл 20 апреля специальную онлайн службу при содействии правительства Швеции и с благословения французских властей, которые долгое время выступали за активные действия в этом направлении.
База данных интернет сайта ethicalcargo.org предоставляет все необходимые сведения членам гуманитарных или военных организаций и позволяет получить информацию для проведения воздушных операций без участия компаний, которые замешаны в перевозках наркотиков, оружия или драгоценных камней. Открыта также горячая линия, которая позволит заинтересованным лицам получить прямую оценку сопутствующих рисков. Также будут проводиться мастер-классы по документированию авиаперевозок и этичной логистике.
Торговцы смертью
Одним из экспертов по такого рода делам был никто иной как Виктор Бут, торговец оружием из России, история которого во многом легла в основу фильма "Оружейный барон" (Lord of War) с Николасом Кейджем. По данным экспертов Евросоюза, 80% перевозок легкого вооружения осуществляется по воздуху связанными с африканскими правительствами компаниями (как например, Badr Airlines в Судане и Эмиратах) для повстанческих движений в Африке, производителей оружия и министерств обороны Западной Европы, а также различных преступных групп.
"Этому рынку было особенно негде развернуться во время холодной войны, но после падения берлинской стены, следить за ним становится все сложнее", - говорят в Париже, где несколько лет назад вновь вернулись к забытой ранее практике надзора за авиакомпаниями.
Хью Гриффитс никогда не встречался с Виктором Бутом, но ему хорошо известна репутация Эмиратов и он повидал немало "коллег" россиянина - торговцев смертью, которые умело разыгрывают карты, чтобы стать незаменимыми для своих клиентов. Одним из таких людей был серб Томислав Дманьянович.
Состоявшиеся бизнесмены
В опубликованном в мае прошлого года докладе Хью Гриффитс подробно описал то, с какой легкостью эти бизнесмены сколачивают состояния: "В отличие от наркоторговли, существует множество документов по продаже оружия и его авиаперевозкам. Однако большую часть этих бумаг легко подделать, поэтому нужно уметь собирать различные типы этих документов и верно их интерпретировать". От десяти до пятнадцати типов этих документов могут использоваться как сертификаты, "которые зачастую ошибочны", или грузовые манифесты, "которые особенно интересны, потому что ни о чем не говорят", отмечает Хью Гриффитс.
Торговцы оружием представляют собой серьезную проблему, так они уже являются состоявшимися бизнесменами. "Дело в том, что каждый раз, когда торговец оружием участвует в какой-либо законной операции, как например перевозка гуманитарной помощи или вооружений по заказу правительств, он получает доступ к соответствующей документации, которую он затем легко может подделать для ведения дел в странах, где нет эффективного контроля или этот контроль недостаточен", - подчеркивает Хью Гриффитс.
Если гуманитарные и миротворческие организации начнут пользоваться ethicalcargo.org, это может повлиять на выбор торговцев оружием, которые поймут, что гуманитарный рынок для них прибыльнее, чем оружейный, уверен Хью Гриффитс.