Москва. Инвесторы из Франции и Италии все больше опережают немцев в экономической активности в России. Тем не менее поставщик автокомплектующих Continental планирует открыть завод по производству и монтажу колес в России, что подтвердили редакции Handelsblatt представители предприятия. Судя по всему, этот завод будет построен в 150 километрах к югу от Москвы в городе Калуга. Там уже работают предприятия Volkswagen и Peugeot-Citroen, продукция которых поставляется на российский рынок. Если говорить о немецких фирмах, то сделка фирмы Continental, которая была подтверждена вчера, станет первым крупным событием за последние несколько месяцев. В мае 2009 года компания Siemens договорилась о создании совместного предприятия по производству локомотивов.
Немецкой нерешительностью пользуются серьезные конкуренты из других стран Евросоюза, а также из Китая, который еще два года назад был «terra non grata» для русских. Особенно интенсивно деловые отношения с Россией поддерживает французский президент Николя Саркози. Он намерен поставить на восток три боевых корабля класса «Mistral», а также купить у России 14 ракетоносителей «Союз». Автомобильная фирма Renault уже владеет акциями крупнейшего российского автопроизводителя «АвтоВАЗ». А фирма Alstom - конкурент компании Siemens - имеет хорошие шансы уже в мае подписать договор о поставке скоростных поездов. До последнего времени в этой области господствующее положение в России занимал концерн Siemens - производитель поездов ICE.
Руководители государства лично оказывают поддержку
Президент Саркози лично активно поддерживает все эти проекты. В этом же стиле проекты своей страны на Востоке продвигает и итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони. Несколько недель назад он прилетел в расположенный в 1000 километрах к востоку от Москвы город Набережные Челны для участие в церемонии открытия совместного предприятия, образованного фирмой FIAT и российской компанией Sollers. Создание этого предприятия является, по сути, реализацией запасного плана Путина после несостоявшейся прошлой осенью сделки по приобретению компании Opel. Теперь итальянцы будут конкурентами автоконцерна VW на российском рынке.
Российский рынок весьма привлекателен. Эксперты Всемирного банка считают, что рост ВВП в России в этом году составит пять процентов. А президент Дмитрий Медведев намерен вложить миллиарды в модернизацию экономики своей страны. Председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд (Klaus Mangold) считает, что его подопечные «по-прежнему занимают прекрасные позиции». По его словам, происходит интенсивное сотрудничество по всех областях. В первом квартале этого года товарооборот между двумя странами, который в прошлом году составил примерно 45 миллиардов евро, увеличится на 5-10 процентов. Поэтому Федеративная Республика Германии продолжает оставаться для России самым главным торговым партнером.
Однако такие крупные и знаковые проекты как поставки концерном Siemens поездов ICE, участие компаний Wintershall и E.On в сибирских газовых проектах или в балтийском трубопроводе были подготовлены еще членом партии СДПГ и бывшим канцлером Герхардом Шредером. Ни федеральному канцлеру Ангеле Меркель, ни ее министрам пока не удалось оказать весомую политическую поддержку крупным экономическим проектам в России, по крайней мере это не было сделано публично. Однако именно этого и хотят русские.
Негативное символическое значение может иметь недавняя церемония, посвященная началу строительства балтийского трубопровода. С российской стороны на ней присутствовал президент Дмитрий Медведев, тогда как Берлин ограничился направлением чиновника в ранге статс-секретаря. «Это очень сильно разозлило русских», признался один из присутствовавших на этой церемонии. Не принес больших результатов и визит представляющего партию СвДП министра экономики Райнера Брюдерле (Rainer Bruederle). Этот визит проходил в феврале, и министр вернулся в Берлин, имея в своем портфеле всего лишь заявления о намерениях.