Весьма вероятно, что старания командированных в Москву сотрудников Администрации президента, готовивших встречу Лукашенко и Медведева, пропадут даром. Встреча эта, еще в конце марта намеченная «на ближайшее время», может вообще не состояться.
С того времени воды вроде утекло не так уж много, но расклад поменялся весьма существенно.
К встрече с Медведевым, которую Минск настаивал провести «конкретно, предметно и содержательно», белорусские власти готовились основательно. Почва была щедро удобрена заявлениями и намерениями, которые Москва могла бы расценить как не соответствующие собственным интересам. Минск таким образом несколько суматошно искал новые козыри, чтобы выложить их на стол взамен вышедших из игры.
Общий посыл подготовительной кампании сводился к намекам российским партнерам на ментальные перемены в сознании белорусского руководства. Москве хотели дать понять, что из списка эксклюзивных партнеров ее переводят в другой, в котором незаменимых нет. Доказательством чему должен был послужить масштабный прожект с венесуэльской нефтью, к которому Минск пытается подключить и Украину, заинтересованную в загрузке одесского порта, транзите и реанимации реверсного режима нефтепровода Одесса-Броды.
Из этой же серии и намеки на возможность передать проект строительства атомной станции другой стране (назывались Китай, Франция и даже США), и готовность продавать «фамильное серебро» хоть Бразилии с Венесуэлой. Даже наличие некоего количества обогащенного уранового топлива пошло в дело, ведь Россия взяла на себя обязательства вывезти его из Беларуси.
Но уже стасованные и выложенные в необходимом для Минска порядке карты кардинально спутал переворот в Киргизии. Даже не столько факт свержения Бакиева, который сам пришел к власти неконституционным путем, сколько реакция на очередную цветную революцию Москвы.
«Дело в том, что до сих пор Москва твердо поддерживала правящие автократии на постсоветском пространстве. Кремль считал, что, во-первых, они обеспечивают стабильность в своих странах, во-вторых, демократические режимы ориентируются на Запад, а авторитарные — на Россию, — поясняет эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. — Однако вскоре Москва увидела, что такая концептуальная установка не соответствует реальности. Во-первых, авторитарные режимы не так уж и стабильны. Во-вторых, оказалось, что они успешно дистанцируются от России и неплохо дружат с Западом. Например, Узбекистан, Азербайджан, тот же Кыргызстан, а теперь и Беларусь».
Именно этим, по мнению политолога, и объясняется то, что на это раз руководство России изменило подход. Переворот в Кыргызстане в Кремле восприняли со спокойствием удава, и также без эмоций стали на сторону пришедшей к власти оппозиции. Уже в четверг зампред главы временного правительства встречается в Москве с «лучшим другом» Беларуси министром финансов Кудриным. Обсуждаться будет, само собой, размер российской финансовой помощи новым киргизским властям.
Такой ход Москвы, его внешняя легкость, для Минска, судя по всему, был полностью неожиданным и стал причиной крайне нервной реакции. Из недр белорусской власти тут же вылезли глубоко скрываемые фобии, ведь, отмечает Карбалевич, «московский тандем недоволен белорусским президентом, пожалуй, больше, чем был недоволен Бакиевым».
Встав на сторону свергнутого киргизского президента, взяв его под свою защиту, дав ему кров, белорусская власть, в первую очередь, защищала себя, свою суть, свое будущее. При этом, похоже, серьезно переоценив значимость Бакиева в международной системе координат. Желающих присоединиться к выставленным президентом Беларуси событиям в Кыргызстане оценкам за прошедшие с начала «желтой революции» две недели так и не нашлось. Разруливать «проблему Бакиева» Беларуси предстоит с Россией один на один.
Российское руководство же гуманитарную акцию по спасению Бакиева не оценило. МИД, правда анонимно, что принципиально дела не меняет, заявил, что больше не считает Бакиева действующим президентом Кыргызстана. Твердость российских позиций подтвердил и помощник Медведева Сергей Приходько.
Сам Дмитрий Медведев «проблему Бакиева» затронул в Харькове, где он в среду весьма продуктивно и обоюдовыгодно встречался с Виктором Януковичем. Киев получил существенную скидку на газ — 100 долларов на каждую тысячу кубометров, Россия пролонгировала на 25 лет соглашение о размещении своего Черноморского флота.
Эти договоренности Медведев назвал «реальными партнерскими шагами».
«Намерения сопрягаются с теми поступками, которые совершены. Если говорить о всякого рода скидках, о помощи, то возникает вопрос: во имя чего и за что. Это должно быть партнерство, — заявил российский президент. — Одно дело — реальное партнерство, а другое дело — декларирование намерений; одно дело — договариваться о том, чтобы по-серьезному работать, идти навстречу друг другу, помогать друг другу, а другое дело — принимать решения о приеме на постоянное место жительства людей, которые потеряли работу. Это разные вещи».
«Делайте вывод сами». Эта финальная фраза была адресована журналисту, задавшему вопрос о вероятности схожих нынешним украинским скидок на газ и для Беларуси.
А где газ, там и нефть, и все остальное. Так что, похоже, весь пакет белорусских экономических требований, подготовленный для предметного диалога с Медведевым, можно отправлять если не в утиль, то уж точно в долгий ящик.
Но, судя по всему, нынче Минску впору озадачиваться другими вопросами. С экономикой как-нибудь режим да разберется — ужмется, найдет оправдания, изыщет резервы. Вопрос из вопросов — осталось ли у Кремля желание оказывать белорусской власти политическую поддержку, не укрепилась ли Москва в собственном мнении, что здесь кое-кому надоело быть президентом?