Армянскому радио задают вопрос:
- Почему снаряд дважды не попадает в одно и то же место?
Армянское радио отвечает:
- Потому что после попадания первого снаряда это уже совсе-е-е-м другое место.
Анекдот
Вопреки известной поговорке – снаряд дважды в одно и то же место не попадает – в Киргизии это случилось. Там в очередной раз громыхнула тюльпановая революция, но на этот раз запломбированный вагон (вспомним Ильича – скоро 22 апреля все-таки!) прибыл не с Запада, а, похоже, с Севера. Во всяком случае, версия о том, что тут не обошлось без руки Москвы (мятежники, якобы, заранее заручились поддержкой России), выглядит весьма убедительно.
Во-первых, наши лидеры как-то сразу обнаружили удивительное понимание народного гнева, а, во-вторых, в информационном поле ни разу не промелькнуло тревожное словосочетание «исламский экстремизм», хотя избиение главы местного МВД и последующие погромы вполне соответствовали воспитанным СМИ представлениям российского обывателя о привычках мусульман.
Но если это так, то Кремль, поддержавший переворот, надо признать, проявил удивительную отвагу. Ведь показывать массам радикальный метод смены элит несколько неосмотрительно. Не случайно же во всех странах Центральной Азии оппозиция явно оживилась и вновь стала проявлять погибший, было, интерес к Москве. А все президенты этого региона, и не без основания, с повышенным беспокойством стали прислушиваться к «голосу» России: они вспомнили вдруг, что даже самая жесткая вертикаль может мгновенно рухнуть от малейшего «северного ветерка».
В результате переворота президент Киргизии Курманбек Бакиев, кстати, набравший на последних выборах почти 70% голосов избирателей, в считанные дни потерял свой престол и бежал в соседний Казахстан. А власть в стране перешла к Временному правительству. Кстати, весьма любопытно, что власти лишился уже третий президент, который между Москвой и Вашингтоном предпочитал Америку. В Киеве власть сменилась в результате демократических выборов, в Варшаве – по известным причинам, а в Бишкеке президента смел, как заявил Кремль, «праведный народный гнев».
Владимир Путин так и сказал: «По заявлению временного правительства, казна пуста. Прежняя власть все разворовала и растащила». (Хотя, надо признать, что в данном случае источник информации вряд ли можно считать объективным). Одна из прокремлевских газет, всем сердцем одобряя политику власти, в пафосном восторге написала: «Нам, европейцам, не понять, какое это сладкое занятие – свергать азиатские деспотии!». Надо полагать, что российский опыт преемственности (то есть, передачи власти из рук в руки и обратно) является не развитием азиатских традиций, а весомым вкладом в развитие европейской демократии.
Предыдущий президент Киргизии Аскар Акаев, тоже вылетевший из президентского дворца в результате народного восстания, высказал иную точку зрения на причины возникновения народного гнева. Он заявил, что нынешний глава республики начал стремительно сближаться с США, что и вызвало протест народа (правда, какого «народа», не уточнил). Дальнейшее развитие событий показало, что Акаев был не так далек от истины, ибо проблема американской военной базы в Киргизии стала одной из ключевых.
Президента России во время его визита в США журналисты прямо спросили: не возражает ли он против этого? Дмитрий Анатольевич ответил гениально: «Как может Россия возражать против суверенных решений другого государства?», - и с ленинским прищуром взглянул на корреспондентов. Как говорится, не в бровь, а в газ! Ну, правда ведь, Москва уважает чужие решения, но… дает им оценку при помощи газовых труб и нефтепроводов.
И вот, что он еще добавил: «Я президенту Бакиеву всегда говорил, что мы должны помогать нашим американским коллегам оказывать помощь Афганистану». (И как тут не вспомнить, что как только Бакиев заявил о закрытии американской базы, Россия сразу же выделила Киргизии безвозмездный грант на 150 млн долларов и списала долг – 180 млн долларов! А когда стало ясно, что Бакиев не сдержал свое слово, Кремль остановил платежи…).
Любопытно, что когда «наши американские коллеги», в лице помощника госсекретаря США Роберта Блейка, прибыли в Киргизию, то новая власть сразу же заявила, что намерена продлить сроки использования военной базы американцами. Но это решение как-то сразу омрачило настроение Кремля. И это подтвердило мнение многих аналитиков, что поддержка Москвой «народного гнева» была тесно увязана с проблемой американской военной базы.
После этого решения в российской прессе вдруг стали появляться сообщения, что восставший народ отнимает у русских собственность и выдвигает требования: «Убирайтесь в Россию». А «Комсомольская правда» туманно уточнила: «Здесь не нужно ходить к гадалке, чтобы найти автора и организатора «стихийной» русофобии». Ведь, объясняет газета, после того как русские покинут Киргизию, придет черед покидать Россию и киргизским гастарбайтерам (с подобным заявлением уже выступил первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин). Всякие отношения между двумя странами прервутся, и новая власть в Бишкеке, естественно, обратится за помощью к другой стороне. Которая представлена пока одной лишь базой…
Сегодня аналитики рассуждают, кто выиграл в результате очередной революции в Киргизии: Москва или Вашингтон? Поговаривают, что Россия. Только вот, кажется, что в результате «оранжевых» игр между Россией и США расчищаются проходы для «желтой подводной лодки»...