Всего пять лет пребывания в должности потребовалось Бенедикту XVI, чтобы, используя во всей полноте свои полномочия по отправлению исполнительной, законодательной и судебной власти, шаг за шагом свести на нет церковную реформу, предложенную II Ватиканским Собором, и завершить пересмотр второй реформы, начатый 30 лет тому назад Иоанном Павлом II. Папа Римский Иоанн следовал сценарию, написанному кардиналом Ратцингером, когда он возглавлял Священную конгрегацию вероучения. По всей видимости, речь идёт о самом масштабном пересмотре церковной реформы со времён Тридентского Собора, который коснулся всех областей церковной жизни и её отношений с обществом, политической жизнью, культурой и наукой. Предмет спора и обвинения - те же, что и несколько веков назад. Просто всё облечено в современную форму. Остановлюсь лишь на двух наиболее важных моментах, характерных для нынешнего отката назад: невнимание к бедным и маргиналам и воинствующий антиэкуменизм.
О невнимании к нуждам бедных и бездомных свидетельствует осуждение теологии освобождения (ТО). Когда мы считали, что на всякого рода осуждения введён мораторий и открыт путь к диалогу и плюрализму мнений, Бенедикт XVI вновь нанёс удар в самое сердце ТО, подвергнув осуждению две из лучших книг по Христологии, написанных в ХХ веке и принадлежащих перу сальвадорского богослова Иона Собрино (Ion Sobrino) «Христос Освободитель» (Jesucristo liberador) и «Вера во Христа (La fe en Jesucristo). Это очерки, в которых повествование ведётся со времён первых мучеников, безупречные по своему богословскому построению, методическому подходу и подлинному описанию Христа как исторической личности и одновременно Сына Божия.
Осуждение произошло за несколько месяцев до проведения V Всеобщей Конференции Епископов стран Латинской Америки и Карибского моря в бразильском городе Апаресиде (Aparecida), которую 13 мая 2007 года открыл Бенедикт XVI. Это было указание к действию! Именно в этом русле следует развивать церковную критику в отношении книги Хосе Антонио Паголы (José Antonio Pagola) «Иисус. Историческое приближение» (Jesús. Aproximación histórica). В то время как одни труды подвергались осуждению, возносилась хвала книге кардинала Ратцингера - Бенедикта XVI «Иисус из Назарета» (Jesús de Nazaret), посредственной по богословскому содержанию, несостоятельной с библейской точки зрения, в которой личность Иисуса из Назарета преподносилась с позиций спиритуализма и пренебрегая историческими фактами. Осуждение так называемых еретиков и хвала в адрес Папы граничат с сектантством.
В декабре 2009 года в связи с 25-й годовщиной выхода в свет Положения о некоторых аспектах теологии освобождения, Бенедикт XVI выступал перед бразильскими епископами, которые прибыли в Рим с традиционным Апостольским визитом ad limina. Во время своей речи, изобиловавшей раздражёнными выпадами и огульной критикой, неподобающими профессиональному богослову, он вновь обрушился на теологию освобождения. «Умоляю –сказал он- всех тех, кто в какой-то мере окажется под влиянием, притяжением или воздействием некоторых ложных принципов теологии освобождения, обратиться вновь к вышеупомянутому Положению».
Положение предупреждало об «опасностях отклонения от истинного пути, губительных для веры и христианской жизни, таящихся в некоторых формах ТО, в которых с недостаточностью критичностью используются постулаты из различных течений марксизма».
Теология освобождения повлекла, с его точки зрения, последствия «более или менее видные невооруженным взглядом», такие как «мятеж, разделение, расхождение во взглядах, оскорбление и анархия», породила в епархиях «много страданий и привела к большому упадку жизненных сил». Более того, «его тяжёлые идеологические последствия –добавляет он- неизбежно ведут к небрежению нуждами бедных».
При Бенедикте XVI экуменический и межрелигиозный диалог полетел в тартарары. Если II Ватиканский Собор сделал огромный шаг в направлении от анафемы к диалогу, то нынешний Папа Римский повернул развитие вспять: от диалога к анафеме. Если во время правления Иоанна Павла II обозначились некоторые положительные сдвиги, как например, встречи в Ассизи, нынешний Понтифик продемонстрировал совершенно безответственное неуважение к религиям и сжёг те немногие мосты, которые были наведены между ними. Более того, Бенедикт XVI осложнил отношения практически со всеми христианскими конфессиями и с некоторыми из наиболее значительных мировых религий. Рассмотрим несколько примеров.
Он неоднократно оскорблял иудеев. Возобновил заглохший было процесс причисления к лику святых Папы Пия XII, хранившего постыдное молчание (граничащее с соучастием) по поводу Холокоста, вызвавшего протесты еврейских общин и израильского руководства, а также немалого количества христиан. Он восстановил в сане отлучённого от Церкви епископа Ричарда Вильяма (Richard William), в интервью шведскому телевидению отрицавшего факт массового истребления евреев нацистами в годы Второй мировой войны. Это вызвало решительный протест соотечественницы Папы Ангелы Меркель, потребовавшей от последнего прояснить свою позицию в отношении вышеупомянутого епископа, на которого судебные органы Германии только что наложили штраф в размере 10 000 евро.
Бенедикт XVI ввёл в христианскую богослужебную практику молитву о прозрении иудеев. Но последней каплей, переполнившей чашу, стало заявление, сделанное в Страстную Пятницу в присутствии Папы проповедником папской свиты, членом ордена францисканцев Раньеро Канталамесса (Raniero Cantalamessa). Последний сравнил с Холокостом страдания Бенедикта XVI в связи с критикой в его адрес за недостаточное жёсткое отношения к случаям гомосексуализма в священнической среде.
Не лучшим образом складывались и его отношения с мусульманским миром. Во время речи, произнесённой 12 сентября 2006 года в Университет Ратисбоны, он заявил, цитируя диалог одного персидского мудреца с Мануэлем II Палеологом, что Магомет принёс в мир «только плохие и бесчеловечные вещи, как например, предписание распространять с помощью меча ту веру, которую он проповедовал». Кроме того, он заявил, что Бог в исламе не придерживается разумных принципов, в отличие от христианского Бога, чьи действия в истории всегда обусловлены здравым смыслом.
Досталось и представителям некатолических церквей. Возглавляя Священную конгрегацию вероучения, в 2000 году Ратцингер издал Положение Dominus Iesus, в котором вновь выдвинул непримиримый тезис «вне Христа и лона Церкви нет спасения».
Уже будучи Папой Римским, в одном из документов, датированных июлем 2007 года, он отказал всем реформаторским христианским общинам в благорасположении и охарактеризовал Православные Церкви как несовершенные, поскольку они не признают главенство Папы. Воспользовавшись трениями внутри Англиканской Церкви, Бенедикта XVI решил вторгнуться в её территориальные воды и предложил перейти в католицизм всем епископам, священникам и верующим, придерживающимся традиционных взглядов и несогласных с однополыми браками и рукоположением женщин в епископы. Он принял в лоно католической церкви состоящих в браке англиканских священников, которые продолжают служение, не отказываясь от супружеских уз.
Анафематствования Бенедикта XVI не избежали даже общины латиноамериканских индейцев Абья-Яла (Abya-Yala). Возрождение религий доколумбовой эпохи он назвал возвратом в прошлое. Папа Римский оправдал завоевание американского континента с позиций культурного и религиозного евроцентризма, заявив, что проповедь христианского учения ни в коем случае не означала какого-либо отторжения культур доколумбовой эпохи ни навязывания чужой культуры, а народы стран Латинской Америки и Карибского моря с нетерпением, хотя и молча, ждали прихода спасительной миссии Христианства.
Каков же результат пятилетней деятельности Папы Римского Бенедикта XVI? Решения II Ватиканского Собора отменены, богословы не могут свободно выражать свои мысли, Церковь спряталась за высокой стеной от вымышленных врагов. «Разорённый виноградник», как сказал когда-то сам Бенедикт XVI, но только не выдуманными «варварами» антиклерикалами, а немалым количеством католиков и церковных руководителей, выхолостивших этическое наследие Освободителя Иисуса из Назарета и подменивших его неолиберальным рыночным богословием. Есть ли выход из этого положения? Об этом мы поговорим в следующей статье.
Хуан Хосе Тамайо заведует кафедрой имени Игнасио Эльякурии (Ignacio Ellacuría) в Университете имени Короля Карлоса III и является генеральным секретарём Ассоциации Богословов имени Папы Римского Иоанна XXIII.