Президент Беларуси Александр Лукашенко пообещал серьезно поговорить со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым относительно принципиальных вопросов двустороннего сотрудничества и функционирования Таможенного союза. "Я хочу четко понимать, что именно Россия и Казахстан хотят от Таможенного союза и что в таком случае получит от него наша страна, - сказал белорусский президент. - Если это будут сплошные ограничения, пошлины на нефть, газ и т.п., то у Беларуси наполовину снизится интерес к такому союзу".
Лукашенко и раньше довольно остро откликался на решение России изменить ситуацию на нефтяном рынке его страны. Откликался демонстративно: в тот день, когда в Беларусь прибыл для участия в заседании совета министров союзного государства российский премьер Владимир Путин, Лукашенко вылетел в Каракас и просил президента Венесуэлы Уго Чавеса, лучшего друга Путина, защитить белорусскую независимость от российского давления. Ныне Лукашенко уверяет, что Россия начинает понимать ошибочность давления на Беларусь. "Думаю, Россия понимает, что была допущена жесточайшая ошибка - начать попытки давления на Беларусь. Это бесперспективно, - сказал он. - И я уверен, президент России сегодня это очень четко начинает понимать".
В этом пассаже довольно важным является именно то, кто начинает сознавать ошибочность давления. Президент России Дмитрий Медведев - вот кто. А кто проводил нефтяные переговоры с Минском? Вице-премьер Игорь Сечин, один из ближайших соратников Владимира Путина. А кто отвечает за результаты этих переговоров? Руководитель российского правительства, которого Лукашенко персонально подвергал критике. С которым у него были сложные взаимоотношения во времена, когда Путин был президентом России. От которого Лукашенко фактически дистанцировался, когда тот стал премьером. Итак, если перевести мысли Лукашенко с дипломатического языка, можно понять: Путин осуществлял давление на Беларусь. А Медведев осознал ошибочность такого курса.
Учитывая конкуренцию в российском "тандеме", которая становится очевидной даже для наиболее фанатичных приверженцев идеи его вечной стабильности, можно понять, что белорусский президент желает поговорить не с Россией вообще, а с ее президентом. Дать ему, так сказать, шанс продемонстрировать, что именно он является мудрым политиком, который заботится о почти разрушенных премьером отношениях с Минском и о судьбе Таможенного союза. Лукашенко уже старался использовать фактор Медведева в противостоянии с Путиным, тем не менее, российский президент оказался не готовым к такой игре. Может, сейчас белорусский лидер считает, что его российский коллега уже созрел?
Что интересно: почти в такую же игру сегодня играет украинский коллега Лукашенко и Медведева. В то время как Путин не спешит принимать предложения Николая Азарова, Виктор Янукович проводит - одну за другой - встречи с Медведевым и обещает именно с ним решить энергетические проблемы. Хотя прекрасно осознает, что Медведев такие вопросы не решает. Как, впрочем, и Лукашенко прекрасно сознает: российский президент не может изменить ситуацию с договоренностями относительно нефтяной пошлины.
Тем не менее, и украинский, и белорусский президенты стараются создать своеобразную "президентскую лигу" и привлечь в нее российского коллегу. Цель этой лиги очевидна: Лукашенко и Януковичу нужно решить энергетические проблемы, а Медведеву - усилить свои позиции. И одна из возможностей этого усиления - превращение российского президента в защитника дружбы с братьями.
Проблемой такой политики является только то, что она превращает в оппозицию украинским и белорусским интересам все российское правительство во главе с Путиным. С Лукашенко у Путина давно не сложилось, с Януковичем он может разругаться на почве протокольных объятий российского и украинского президентов. А самое главное - энергетические вопросы так и останутся не решенными президентской лигой. Путин сделает все, чтобы доказать ее бессмысленность. Так что и Лукашенко, и Януковичу надо готовиться не столько к дружбе с Медведевым, сколько к жизни без дешевых нефти и газа. А за попытку политических маневров - отдельная благодарность: все же хорошо, когда президенты ищут выход даже там, где его нет...
Перевод: Антон Ефремов