Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США и Азербайджан: как аукнется, так и откликнется

© коллаж ИноСМИСоединенные Штаты не реализуют политику в отношении Азербайджана, как в отношении своего стратегического партнера
Соединенные Штаты не реализуют политику в отношении Азербайджана, как в отношении своего стратегического партнера
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На минувшей неделе наши местные, а еще больше армянские и некоторые российские СМИ активно муссировали вопрос кризиса в американо-азербайджанских отношениях. Мол, Азербайджан изолирован, наглядным свидетельством чему является то, что Вашингтон пренебрег нашей страной и, в отличие от Армении и Грузии, не пригласил его на международную конференцию по проблеме ядерной безопасности.

На минувшей неделе наши местные, а еще больше армянские и некоторые российские СМИ активно муссировали вопрос кризиса в американо-азербайджанских отношениях. Мол, Азербайджан изолирован, наглядным свидетельством чему является то, что Вашингтон пренебрег нашей страной и, в отличие от Армении и Грузии, не пригласил его на международную конференцию по проблеме ядерной безопасности. Что армянского президента Сержа Саргсяна тепло принял президент США Барак Обама, а затем он встретился и обсудил с премьер-министром Турции Эрдоганом вопрос скорейшей нормализации армяно-турецких отношений, без привязки его к карабахскому урегулированию.

На фоне того, что правительство Саргсяна фактически отклонило компромиссные предложения Минской группы по обновленным «Мадридским принципам», ставшим результатом трехлетнего переговорного процесса, такое поведение администрации Барака Обамы выглядело косвенным поощрением армян к неуступчивости. Во всяком случае, именно так это было воспринято в Баку.

Президент Ильхам Алиев на заседании правительства подверг критике такое отношение, заявив: «Если наши интересы отбрасывают в сторону, если закрывают глаза на оккупацию наших земель и если прилагают всяческие усилия, чтобы вывести государство-оккупанта из сложной, трудной экономической ситуации, то как азербайджанская общественность может принять это?! Почему на государство-оккупанта не оказывается давление?! Почему Азербайджан на нынешних переговорах демонстрирует, можно сказать, наибольшую конструктивность, а Армения нарушает переговоры?! Мы видим попытки вывести Армению из этой трудной ситуации».

Несколько позднее руководитель общественно-политического отдела Администрации президента Али Гасанов, в свою очередь заявил (при этом оговаривая, что выражает всего лишь личную точку зрения): «Соединенные Штаты не реализуют политику в отношении Азербайджана, как в отношении своего стратегического партнера, и поэтому мы можем пересмотреть и нашу политику относительно США» (Reuters).

Складывается впечатление, что США полностью уступили инициативу в продвижении карабахского урегулирования Москве. Особенно это стало заметно, после того, как Мэтью Брайзу на посту американского сопредседателя в Минской Группе сменил Роберт Брадтке. Азербайджан не ощущает поддержки США в урегулировании карабахского конфликта. В то время, как Россия вовлечена в процесс урегулирования на уровне не только МИД, но и непосредственно главы государства, американцы выступают в непривычной роли ассистента Москвы и ограничиваются неуместными советами, сводящимися к необходимости еще больших уступок с нашей стороны армянам.

Вашингтон с удовольствием выступает в качестве судьи или строгого учителя в вопросах прав человека, свобод, демократии. Но избирательно не проявляет аналогичную строгость в отношении Армении, где правящий режим ввел в практику заказные убийства политических оппонентов и журналистов. Щедрая финансовая помощь армянам, не желающим умерять свои территориальные амбиции по отношению к соседям, и вовсе выглядит как поощрение оккупанта к дальнейшей неуступчивости.

Не удивительно, что все это вызывает в Азербайджане недоумение, глубокое разочарование. Но именно разочарование в Соединенных Штатах, а не антиамериканизм, как это преподносят некоторые недобросовестные аналитики и журналисты. В нашей стране американофобии нет. Об этом вполне определенно свидетельствуют данные социологического мониторинга, который вот уже много лет проводит социологическая служба «Puls-R». Согласно результатам опроса 2010 года, в Азербайджане США считают дружественной страной 6,5 процентов респондентов, а враждебной страной лишь 3,9 процента респондентов. Для сравнения, аналогичный опрос в Турции показал, что 37,5 его участников считают США противником, недружественной страной. А ведь Турция является союзником США по НАТО.

В той же Армении, которую так лелеют в Вашингтоне, оказывают политическую поддержку и в которую за два десятка лет вбухали чуть ли ни 2 миллиарда долларов безвозмездной помощи, в ходе опроса, проведенного авторитетным американским Институтом Гэллапа в 2006 году, 12 процентов респондентов назвали США враждебной страной.

Азербайджан, в отличие от Армении и многих других стран постсоветского пространства, не выступает в роли назойливого просителя, а является важным партнером США, как в проблемных точках мира, так и в энергетической политике. Мы поддерживаем США в Афганистане и в Ираке. Через нашу территорию проходят важнейшие коммуникации, логистика проводимых там операций. Спрашивается, а нам это надо? Партнерство - это двусторонняя дорога, предполагающая взаимную поддержку.

Не вдаваясь в детали, замечу, что не все просьбы и обращения со стороны Вашингтона встречают положительный отклик в Баку. Это естественно, так как Азербайджан должен считаться с реакцией своих соседей, с которыми нас связывают многовековые исторические, религиозные и культурные узы. Самостоятельность, которую демонстрирует усилившийся Азербайджан, вызывает раздражение в Вашингтоне, которое проявляется в критических оценках и в том, что нашу страну не пригласили на международную конференцию по ядерной безопасности в США.

Но критика по вопросам прав человека, ущемления свободы слова и демократии на фоне пренебрежения нашими национальными интересами по вопросу Нагорного Карабаха, выглядят и воспринимаются у нас не как принципиальная позиция, а средство давления на правительство с тем, чтобы вырвать согласие по вопросам, содержащим серьезные риски для нашей страны. Что же касается того, что нас не было среди участников саммита по вопросам ядерной безопасности, то и это не причина для переживаний. В Азербайджане нет ядерного оружия, нет АЭС, нет обогащенного урана и вообще в сколько-нибудь заметном количестве расщепляющихся материалов.

Возможно, в Вашингтоне строили расчеты на то, что в Баку засуетятся, станут выпрашивать приглашение, и тогда нас можно было бы побудить согласиться с армяно-турецкой нормализацией, оставляющей в стороне карабахское урегулирование или же нагрузить обязательствами по иранской повестке, идущими в разрез с нашими национальными интересами. Но азербайджанское руководство проявило выдержку, и американцам самим пришлось срочно снимать возникшее напряжение. Вашингтону пришлось срочно направлять в Баку высокопоставленного эмиссара.

Визит заместителя министра обороны США Мишель Флоураны продемонстрировал, что хоронить американо-азербайджанское партнерство рано. В Баку она провела встречи с главой МИД Эльмаром Мамедъяровым и министром обороны Сафаром Абиевым, была принята президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. По результатам визита Мишель Флоурана заявила: «Азербайджан является лидером в усилиях по восстановлению Афганистана. Азербайджанцы тренируют афганских дипломатов, врачей, группы по разминированию, полицию и пограничную охрану». Она также отметила, что за последние годы азербайджанские власти помогли помешать атакам против интересов США и других государств и «разрушили бесчисленное количество заговоров».

Коль это так, то Азербайджан вправе рассчитывать на взаимность. На деле же посредники в лице Минской группы, сопредседателем которой много лет являются США, как будто бы преследует цель шаг за шагом подвести Азербайджан к принятию и легализации армянских притязаний на наши территории. А до того, как это случится (надеюсь, что никогда), не допустить возобновления военных действий. При таком своеобразном отношении Вашингтон должен быть готов к тому, что в ответ на собственные обращения будет получать в ответ не поддержку, а «советы» о пользе диалога и сдержанности при урегулировании международных конфликтов и невозможности для Азербайджана принимать на себя какие-либо обязательства, воспринимаемые соседними странами, как недружественные.

Очевидно, что риски для безопасности на Южном Кавказе создают не проблемы столетней давности, так называемый «геноцид 1915 года», а отсутствие прогресса в карабахском урегулировании и ситуация с оккупацией Арменией наших территорий. Державы-сопредседатели Минской Группы, одновременно являющиеся главными покровителями и донорами Армении, располагают достаточными рычагами для того, чтобы побудить ее принять выработанные после трехлетнего изнурительного переговорного марафона обновленные «Мадридские принципы» и расчистить путь к миру, безопасности и сотрудничеству в регионе. Думать, что можно действовать против интересов Азербайджана или пренебрегать ими и при этом извлекать дивиденды из партнерства с нашей страной, – иллюзия. Те, кто желает добиться решения проблем региона за счет Азербайджана, будут глубоко разочарованы. Баку продемонстрировал готовность упорно и даже жестко отстаивать собственные интересы. С этим фактом далее придется считаться не только США, но и России, Франции и даже союзной Турции.