Американская болонка – так многие воспринимают отношения Британии со своим трансатлантическим кузеном. Возникшие при Буше и Блэре “особые отношения”, кажется, не особенно изменились при их последователях.
Но совсем скоро у Великобритании будет новый премьер-министр. Кандидаты участвуют в серии теледебатов. Тема этой недели – внешняя политика. Многие далеки от этой темы, однако не эти люди – это Британский Легион, клуб для военнослужащих и их семей.
Пожилой мужчина: Они были нам лучшими друзьями, которые вообще могут быть, начиная с 1941 года. А теперь… Америка хорошая страна, я бывал там. Был я и в Канаде, у меня там родственники. Думаю, нам надо держаться вместе. Однако не думаю, что стоит потакать и подражать. Иногда стоит поступать по-своему. Мы, вообще-то, независимая демократическая страна, у нас свои правительство и парламент.
Мужчина: Я думаю, это надо изменить.
Почему?
Мужчина: Потому что со времен прошлого правительства наша страна была неудачницей.
ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА "РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ" (Love actually)
Хью Грант в роли британского премьер-министра: Друг, который на нас давит, больше нам не друг. И поскольку единственно возможный ответ на давление - это сила, я стану намного сильнее. И президент должен быть к этому готов.
Конечно, это всего лишь сцена из фильма, и хотя такого вряд ли можно ожидать от Гордона Брауна, именно об этом говорят как лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, так и либеральный демократ Ник Клэгг. Но если именно этого ждет и хочет британский народ, вероятно, ему стоит поумерить аппетит.
Пока совсем неясно, что следующим въедет в дом 10 на ДАунинг стрит. Однако исход прошедших в четверг дебатов запомнится зрителям.– Те же, кто возмущен рабскими взаимоотношениями Британии с США, будут искать серьезные доводы, которые им, возможно, не сможет предложить ни один из кандидатов от трех главных партий.
Кроме того, очень многие в Британии недовольны отношениями страны с ЕС.
Особенно неоднозначную реакцию вызвал Лиссабонский договор. Многие выступают за референдум о законе, который критикуется за ослабление национального электората.
НАЙДЖЕЛ ФАРАДЖ, Партия независимости: Я думаю, Великобритании будет выгодно выйти из союза. Я думаю, разрыв с ЕС выгоден и всем другим странам-участницам. Европа как континент станет намного более счастливой, если французы будут французами, немцы – немцами, а британцы – британцами. Если у каждого будет своя собственная демократия, мы будем торговать и сотрудничать друг с другом, и вести себя как хорошие близкие соседи.
Партия независимости не является одной из главных партий, но специалисты центра Demos говорят, что британцам по европейскому вопросу есть из чего выбирать.
МАКС УИНД-КОУИ, исследовательский центр Demos: Либеральные демократы традиционно более положительно относятся к ЕС, к усилению интеграции, они все еще выступают за введение евро, невзирая на то, что происходило с еврозоной в течение последних двух лет, тогда как консерваторы подходят к вопросу скорее с точки зрения евроскептиков. Лейбористы, будучи в правительстве, выступали с прагматичных и центристских позиций - по крайней мере, по внешнеполитическим вопросам.
Сейчас большая часть британского электората считает, что страна ведет себя по отношению к США слишком услужливо и находится в тисках ЕС. Однако, есть ли у британцев шанс на то, что расклад поменяется, - это второй вопрос.