Банку Goldman Sachs предъявлено обвинение в мошенничестве. Согласно обвинению, один из крупнейших мировых банков продавал заведомо ущербный финансовый продукт. Причем ущербным его делали специально, чтобы впоследствии сыграть на его провале.
Мировой финансовый кризис начался с высокорисковых ипотечных кредитов. Теперь американская Комиссия по ценным бумагам и биржам утверждает, что Goldman Sachs намеренно продавал клиентам пакеты сомнительных ипотечных кредитов, чтобы потом сыграть на снижении их стоимости. В результате ипотечный рынок рухнул, миллионы людей потеряли жилье, а Goldman Sachs заработал кругленькую сумму.
Эта новость повергла в шок мировые рынки, хотя чему тут удивляться? Удивление вызывает только тот факт, что банку так долго удавалось водить за нос контрольные органы.
Мы уже давно говорим об этом. Еще задолго до того, как стало модно ругать Goldman Sachs и сравнивать его со спрутом, который опутал своими щупальцами весь мир и сосет из него кровь, мы писали о том, что нынешний кризис -- это во многом результат деятельности Goldman Sachs.
Мы рассказывали о том, что именно с подачи бывшего главы Goldman Sachs были внесены значительные изменения в законодательство, регулирующее банковскую деятельность, в результате чего банки получили возможность делать более рискованные инвестиции. Причем все это произошло как раз незадолго до того, как осенью 2008 года грянул кризис.
Мы рассказывали о том, что все тот же человек, Генри Полсон (Henry Paulson), выступая уже в качестве министра финансов США, обманывал всех, утверждая, что цивилизация рухнет, если не заставить налогоплательщиков спасать банки и платить за их рискованные инвестиции из собственного кармана.
Мы писали о том, что Goldman Sachs с подозрительной легкостью избавился от собственных ипотечных активов и даже заработал на разразившемся скандале, а потом еще и вытянул миллионы из правительств западных стран.
Мы отмечали, что Goldman Sachs уже не в первый раз прибегает к подобным махинациям. Еще в 1927-1928 годах, незадолго до печально известного Черного четверга на Уолл-стрит, Goldman Sachs тоже рекламировал инвестиционные фонды. В итоге вкладчики потеряли все свои деньги, а банк озолотился.
Как же получилось, что на этот раз Goldman Sachs попался?
Первое, что вы должны знать, -- это то, что Goldman Sachs является трейдером. Информация - это деньги. Но банк проводит сделки не только для себя, но и для других финансовых учреждений. Он продает финансовые продукты и управляет финансовыми портфелями клиентов.
Здесь очень трудно провести грань. Кто-то может сказать, что банк играет на банкротстве своих клиентов, а кто-то может интерпретировать те же самые действия иначе: дескать, банк просто занимает противоположную трейдерскую позицию, зная трейдерские позиции своих клиентов по той простой причине, что они пользуются его услугами. Goldman Sachs утверждает, что эти сведения не могут быть квалифицированы как инсайдерская информация. Напомним, что в США
действуют законы, запрещающие использовать инсайдерскую информацию на фондовом рынке.
В октябре 2009 года инвестиционную компанию Galleon и ее основателя Раджа Раджаратнама обвинили в инсайдерской торговле, когда выяснилось, что компания платила сотни миллионов долларов в год инвестиционным банкам за информацию, которая была недоступна обычным вкладчикам. Goldman Sachs тогда заявил: "Любые утверждения о том, что мы якобы предоставляли компании Galleon инсайдерскую информацию, не имеют под собой абсолютно никаких оснований".
Только очень наивный и несведущий человек может думать, что банки, подготавливая инвестиционные продукты, думают в первую очередь о выгоде своих клиентов. Например, если инвестиционный пакет включает в себя условие, согласно которому некий параметр должен достигнуть определенной величины, не стоит наивно полагать, что риск в данном
случае будет оправданным.
Виноваты в этом не финансовые рынки. Просто банки работают как казино: они заманивают клиентов, обещая им богатство и честную игру, но используют против них "заряженную" колоду. Именно так работает весь рынок финансовых продуктов.
Goldman Sachs не отрицает этого. Но в свое оправдание он заявляет, что его клиенты -- опытные игроки: "Вкладчикам было известно, что приобретаемые ими ценные бумаги сопряжены с определенным риском. Наши клиенты -- одни из самых искусных игроков на рынке ипотечных кредитов". Если о том, что Goldman Sachs играет против собственных клиентов, было
известно давным-давно, то почему контрольные органы забили тревогу только сейчас?
Goldman Sachs не просто играл против собственных клиентов. Как утверждает Комиссия по ценным бумагам, банк умышленно разрабатывал продукты таким образом, чтобы впоследствии сам Goldman Sachs и некоторые его избранные клиенты могли сыграть на их обвале.
Инвестиционные пакеты были составлены таким образом, чтобы банк обогатился, а купившие их клиенты потеряли деньги.
Но почему же американские власти обвинили Goldman Sachs в мошенничестве только сейчас?
В августе 2008 года, когда рынки рухнули, правительство США выделило Goldman Sachs финансовую помощь. Банк застраховал обеспеченные долговые обязательства (CDO -- это разновидность страховки, действующая в отношении любых продуктов, в том числе и в отношении высокорисковых ипотечных кредитов) у крупнейшего в мире страховщика -- American Insurance Group. Когда AIG оказался на грани банкротства, правительство выделило деньги, чтобы страховщик не просто вернул Goldman Sachs страховой взнос, а выплатил ему полностью всю страховую сумму.
Причем на тот момент банки все еще утверждали, что их мудреные финансовые конструкции, такие как CDO, имеют какую-то ценность. Складывается довольно странная картина: Goldman Sachs получает страховую компенсацию в полном объеме, хотя застрахованное имущество по-прежнему находится в его руках.
Это примерно то же самое, как если бы страховая компания выплатила автодилеру страховку за машину, которая как ни в чем не бывало стоит в автосалоне.
Правда, здесь есть один нюанс. Goldman Sachs (представим себе на секунду, что это автодилер) продавал не качественный автомобиль, а развалюху. Банк продавал покупателям сломанный автомобиль, собранный по частям из нескольких других машин, и одновременно ставил кругленькую сумму на то, что машина не доедет и до ближайшего
поворота.
Теперь Goldman Sachs говорит в свое оправдание, что продавал свою "машину" не простым покупателям, а опытным инвесторам, и что страховку он получил не за данный конкретный автомобиль, а за другие, похожие на него.
Что ж, скоро мы узнаем, остались ли еще честные люди -- не в Goldman Sachs, разумеется, а Комиссии по ценным бумагам.