На Кавказе разгорается новый скандал. Президент Грузии обвиняет Россию в сорванной грузинскими спецслужбами попытке контрабанды высокообогащенного урана через неспокойную границу между странами.
Сегодня Москва обвинила Михаила Саакашвили во лжи после того, как он объявил, что подобная ядерная контрабанда идет «главным образом с российского направления».
«Саакашвили не в первый раз ловят на лжи, - передает Associated Press слова пресс-секретаря российского министерства иностранных дел Игоря Лякина-Фролова. – Ему не следует выдавать ложь за правду».
Скандал вновь вызвал к жизни давние трения, которые в 2008 году переросли в открытую войну за контроль над Южной Осетией – пророссийским сепаратистским анклавом на территории Грузии.
Не указывая напрямую на Москву, Саакашвили связал последнее происшествие и предыдущие инциденты с контрабандой, случившиеся в 2003 и 2006 годах, с продолжающимся с момента конфликта военным присутствием России в Южной Осетии и Абхазии – еще одном анклаве. Все кроме одного пограничные переходы между Россией и Грузией расположены на территории анклавов.
«Юридически оккупация предполагает контроль над нераспространением», - заявил Саакашвили на этой неделе AP.
Как сообщили Guardian грузинские официальные лица, перехваченный уран был высокообогащенным («более, чем на 70 процентов»), что делает его потенциально пригодным для создания ядерного оружия, однако его было немного– граммы, а не килограммы. Между тем, для того, чтобы создать боеголовку, необходимо около 25 килограммов высокообогащенного урана.
Чиновники утверждают, что преступники были задержаны в результате операции с внедрением агента. Потенциальному клиенту они говорили, что речь идет лишь об образце из большей партии.
Эта новость заставляет вспомнить 2006 год и дело Олега Хинцагова, мелкого контрабандиста из Северной Осетии – российской территории, которую от Южной Осетии отделяет международная граница. Хинцагов тоже говорил, что его образец – часть большей партии. Если окажется, что перехваченный уран -из этой же партии, это будет косвенно подтверждать предположения о том, что после падения Советского Союза могло быть украдено значительное количество ядерного топлива. Учтенным считается не весь советский арсенал ядерных материалов, правда, пока непонятно, означает ли это, что часть была похищена, или же это стоит отнести на счет недостатков советской системы учета.