Западные союзники, планируя интервенцию в Афганистан, основным маршрутом военного обеспечения выбрали Хайберский (Khyberpass) перевал в Пакистане. Около 75% грузов, необходимых для ведения военных действий, сначала морским путём поступало в порт Карачи, а оттуда они уже перевозились в Кабул сухопутным путём протяжённостью в 2000 км. Сегодня извилистый Хайберский перевал – это самая удобная дорога, соединяющая Пакистан с Афганистаном.
В то же время, хотя Пакистан является союзником Запада в борьбе против Талибана, он слабо контролирует приграничные с Афганистаном районы. Из-за частых диверсий талибов военный транзит США и НАТО осуществлялся нерегулярно, а после взрыва моста в районе Хайберского перевала в феврале 2009 г. он прекратился на такой длительный период, что под угрозой оказалась боеспособность западных военных подразделений. Правда существуют и другие сухопутные пути транзита, но они ещё более опасны из-за участившихся вылазок боевиков движения Талибан.
Конечно, в крайнем случае союзники могли бы доставлять грузы на место по воздуху, однако для ведения регулярных военных действий такой способ доставки неэффективен. Исключив вариант военных перевозок воздушным путём, единственной дорогой в Афганистан остаётся маршрут, пролегающий через Центральную Азию (ЦА) и Россию, так как на западе Афганистан граничит с враждебным по отношению к Западу Ираном, а транспортные возможности Пакистаном уже практически исчерпаны. Поэтому дипломатическая активность Запада в геостратегическом центрально-азиатском направлении, начиная с 2008 года, существенно усилилась.
В Центральной Азии с Афганистаном граничат Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Из них, наилучшими транспортными возможностями обладает Узбекистан: там достаточно развита сеть железных дорог и аэропортов, а в вдобавок ко всему в Термезе, у самой границы с Афганистаном, располагается немецкая военная база. До 2005 г. своя база в Узбекистане была и у США, однако американцам, остро критиковавшим правительство Узбекистана в связи с его действиями, связанными с ущемлением прав человека, было приказано её закрыть. Таким образом, одной из основных дипломатических задач для США в поиске новых путей в Афганистан является нормализация отношений с Узбекистаном.
В середине 2007 г. Д. Пурнелла (J. Purnell) на посту посла США в Узбекистане сменил опытный дипломат Р. Норланд (R. Norland). До переезда в Ташкент он работал в посольстве США в Кабуле, а ещё раньше был представителем американской армии в афганском городе Мазари-Шарифе.
Новому послу удалось наладить отношения. С начала 2008 г. в Узбекистане побывали многие высокопоставленные представители американского военного руководства и Госдепартамента, а 5 мая 2009 г. Узбекистан согласился открыть свою территорию и воздушное пространство для транзита США и НАТО в Афганистан (правда это решение касается только невоенных грузов).
Но договориться только с Узбекистаном недостаточно. Дорога в Узбекистан лежит через Казахстан, Россию и Украину. После развала Советского Союза в этом регионе возобновилась с середины XVIII в. продолжающаяся геополитическая игра: любая победа Запада в ЦА означает снижение там роли России, и наоборот. На протяжении веков государства региона (Бухарское, Ташкентское, Кокандское и Хивское ханства) учились балансировать влияние великих держав. Поэтому сегодня Запад, пытаясь наладить свой транзит в Афганистан, вынужден искать такие дипломатические решения, которые бы удовлетворяли страны ЦА и в то же время не раздражали Россию. К счастью, в формировании в Афганистане стабильного светского государства заинтересованы все стороны, начиная с государств ЦА и Запада, и заканчивая Россией и Китаем. Поэтому за относительно короткий промежуток времени с Россией и Украиной были подписаны договора, разрешающие транзит натовских грузов по их территории, а в конце января 2010 г. соответствующий договор подписал и Казахстан.
Конечно, сегодня войну в Афганистане ведёт Запад, а не Россия. Поэтому она не упустила возможность воспользоваться вопросом транзита в качестве рычага на дипломатическом фронте, и стремится к тому, чтобы влияние Запада в странах ЦА не усиливалось. В частности Россия преследует цель закрытия Киргизией военной базы США в столичном аэропорту Манас, которая очень важна для обеспечения военных действий в Афганистане (и ей это почти удалось). Тем не менее геополитический реализм и понимание того, что Афганистан находиться к России ближе, чем любая западная страна, способствовали тому, что просторы Евразии в конце концов открылись для западного военного транзита.