Вчера НАТО протянуло России руку, предложив сотрудничество в создании системы противоракетной обороны, которая должна охватить всё евроатлантическое пространство от Ванкувера (Канада) до Владивостока (Россия), заявил генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен. Противоракетный щит является дополнением к политике ядерного сдерживания, от которой НАТО не намерена отказываться, пока существуют другие игроки, обладающие ядерным оружием, включая саму Россию. Тем странам НАТО, которые жаждут видеть Европу свободной от американского ядерного оружия, придётся подождать. Участники неформальной встречи глав МИД стран НАТО в Таллине согласились разделить между собой нагрузку, связанную с ядерной политикой блока.
Представители России уже давно говорят о новой архитектуре европейской безопасности, в которую она желает включить НАТО. Руководство альянса избегает обсуждения этой темы, опасаясь, что, говоря о европейской безопасности, Москва преследует цель раздробить блок, отодвинув в сторону американских союзников, и вообще лишить его смысла. Однако при этом высшие чины альянса нашли удобные лазейки.
«Мы хотим развивать сотрудничество с Россией в вопросах противоракетной обороны в духе взаимной открытости и прозрачности, на благо всех наших граждан», пояснил Расмуссен по завершении встреч глав дипломатических ведомств, проходившей в четверг и пятницу на прошлой неделе в Таллине.
Генсек НАТО сделал это заявление в столице Эстонии, чьи отношения с Россией складывались весьма непросто. Достаточно вспомнить накал страстей, возникшей три года назад в связи с переносом памятника советским солдатам, освободившим Эстонии от немецких оккупантов. Затем страсти улеглись, и это можно рассматривать как признак оттепели в отношениях между двумя странами. «Весьма положительным фактом будет объединение усилий для создания системы совместной обороны, которая охватит пространство от Ванкувера до Владивостока», заявил Расмуссен. «Благодаря совместной работе оборона будет более эффективной. В политическом плане Россия увидит, что система преследует цель защиты населения, включая население России, и не направлена против этой страны». То есть, «эти усилия построят архитектуру атлантической безопасности, которая будет способствовать безопасности Европы и Северной Америки».
НАТО рассматривает противоракетный щит как дополнение к политике ядерного сдерживания, от которой она не собирается отказываться, пока существуют другие государства, обладающие ядерным оружием, а также государства, стремящиеся его заполучить, и другие «невменяемые игроки», сказал Расмуссен, имея в виду террористические организации.
Противоракетный щит призван охладить воинственный пыл тех, на кого не действует политика ядерного сдерживания. Кроме того, государственный секретарь США Хилари Клинтон считает, что «пока существует ядерное оружие, США будет держать свой ядерный арсенал, чтобы обеспечить безопасность стран-членов НАТО».
Некоторые из этих стран –конкретно, Германия, Норвегия и страны Бенилюкса- выступили с инициативой проведения дискуссий о целесообразности наличия в Европе от 200 до 240 единиц американского атомного оружия. В Таллине этот вопрос обсуждался впервые. Обмен мнениями по этой теме продолжится в течение года с тем, чтобы включить её в новую стратегическую концепцию, которую разрабатывает североатлантический альянс исходя из тех вызовов и угроз, с которыми он столкнулся в XXI веке. Новая концепция должна быть принята на встрече глав государств членов НАТО, которая состоится в Лиссабоне в ноябре этого года.
На таллиннской встрече возобладало мнение Хилари Клинтон о том, что «в ядерном альянсе необходимо делить ответственность и риски». Тот, кто заинтересован в обороне и безопасности, соответственно, должен принять на себя часть общей нагрузки, включая размещение ядерного оружия на своей территории».
Во время пресс-конференции Расмуссен неоднократно повторял (зачем нужно было настаивать на этом также во время закрытых заседаний?), что «никто не должен предпринимать односторонних шагов по выводу этого оружия со своей территории».
Главы дипломатических ведомств договорились в Таллине о том, чтобы приоткрыть дверь для присоединения Боснии-Герцеговины, хотя для полноценного членства этой стране потребуются годы. Следуя установившейся традиции, на прошедшей министерской встрече было вновь заявлено о намерении передать вопросы обеспечения безопасности в Афганистане в ведение местных властей, когда они будут в состоянии взять их на себя. Собравшиеся были едины в том, что начавшийся процесс постепенной передачи функций обеспечения безопасности должен быть необратимым и постоянным. «Передача функций будет осуществляться постепенно», подчеркнул Расмуссен. «Вывод сил будет производиться без спешки. Никакого быстрого ухода не будет», заявил генеральный секретарь НАТО.