Россия заговорила о модернизации. Громко, отчетливо, чтобы все слышали.
Такое стало возможным благодаря устанавливающемуся в стране двоевластию. И то, что Медведев самоутверждается, видно хотя бы по тому, как он делает оценки деятельности правительства.
Я ни разу не слышал, чтобы он «высоко оценил деятельность правительства в период кризиса». Или чтобы он хоть раз с огромным одобрением отозвался о 8 годах предыдущего руководства экономикой. Возможно, он должен был сказать что-то вроде того, что «благодаря дальновидной политике Владимира Владимировича Российская Федерация грамотно распорядилась природными ресурсами, используя их на модернизацию экономики страны, обновление производств и создание новых отраслей, способных конкурировать на высокотехнологичных рынках».
Медведев должен был бы постоянно выражать восхищение тем, как удалось распорядиться сотнями миллиардов долларов, которые получила страна от торговли нефтью, газом, цветными и черными металлами, древесиной и прочим сырьем в период чрезвычайно выгодной мировой конъюнктуры.
Но вместо того, чтобы подхватить или хотя бы поддержать путинскую идею о России как об «энергетической сверхдержаве» (читай — «сырьевом придатке»), Д.Медведев вдруг неожиданно заговорил о модернизации. И это уже хорошо, даже пока при отсутствии всей проработанности вопроса и нехватке на сегодняшний день четкой и понятной программы.
Ясно, что идея модернизации в идеологическом плане куда более выигрышная, чем идея «энергетической сверхдержавы» и строительства южных и северных потоков, которые бы позволили выкачать из России ресурсы не за 30 лет, а возможно, за 20 или даже за 15.
Поэтому В.Путин стал играть на том же идеологическом поле, что и Д.Медведев. То есть посещает научные и исследовательские центры, увеличивает бюджет на образование, делает другие ходы. Но, похоже, на этом поле инициативой прочно завладел Медведев. Пока эта инициатива лишь идеологическая, потому что нужна еще и стратегия, и программа модернизации.
До 2012 года еще есть время…