ЛЕЗМО. Конечно, это был не частный визит, как это было представлено в первый момент, который привел Владимира Путина в Лезмо, рядом с Монцой, на виллу Джернетто. Берлускони хочет превратить виллу в Университет свободного мышления, пригласив российского премьера стать первым из ее профессоров, который должен торжественно открыть курсы. Берлускони хотел бы, чтобы в нем учились и российские молодые люди.
После неформального ужина в Аркоре в воскресенье вечером, в понедельник утром Путин и Берлускони вместе позавтракали. С ними были еще две важные делегации, в составе которых русский министр энергетики Сергей Шматко и первый вице–премьер Игорь Сечин, руководители Eni и Газпрома Паоло Скарони и Алексей Миллер, управляющий компании Enel Флавио Конти и Борис Ковальчук из Интер РАО ЕЭС. Эти две компании подписали в Лезмо меморандум, который закладывает основы сотрудничества в строительстве атомной электростанции, в развитии новых технологий, в повышении энергетической эффективности, в распределительной энергетической сети как в России, так и в странах Восточной Европы.
Enel прокладывает дорогу в Россию
В этой области наиболее важным является проект развития новой атомной станции в Калининраде, первой в российском атомном секторе с участием государственного и частного капитала. Если это строительство будет одобрено, Enel будет первой иностранной компанией, принимающей участие в атомной программе на российской территории. Атомная электростанция в Калининграде предназначается для снабжения энергией не только России, но и стран Восточной Европы. Берлускони, говоря о проекте, ошибся, сказав, что у Enel открываются возможности расширения деятельности на территории “всего Советского Союза”.
Новые границы в области исследований атома
В Лезмо итальянское и российское министерства научных исследований договорились о том, что по словам Берлускони могло бы открыть новые границы в области ядерной энергии, предмета исследований программы Ignitor, базирующихся на экспериментах рофессора Бруно Коппи. Отвечая на вопрос журналистов о сроках и месте строительства первой атомной электростанции в Италии, Берлускони сказал, что невозможно выбрать место, не переубедив прежде общественное мнение, которое настроено против строительства. Правительство этим незамедлительно займется, следуя примеру Франции. По словам Берлускони, когда встает вопрос о строительстве новых атомных электростанций, французы борются, чтобы иметь их в своем регионе, так как это влечет за собой создание громного количества рабочих мест.
Начало работ по строительству первой атомной электростанции не позднее 2013 года
Премьер Берлускони закончил свою речь словами: “Вот почему мы работаем над проектом, используя для себя опыт французских граждан”. Что касается сроков, то Берлускони приписал министру экономического развития Клаудио Скайола желание начать работы в рамках действия полномочий действующего правительства, то есть до 2013 года. Берлускони еще раз сказал, что с его точки зрения, без атомной энергии ни одна страна не может существовать. Мы были в авангарде технического прогресса: в 1967 году на нашей территории действовали три атомных электростанции, но потом под давлением экологов–экстремистов были вынуждены от них отказаться. Однако сегодня без них не обойтись.
Северный поток и Южный поток
Путин и Берлускони попытались разогнать тучи, недавно нависшие на проектом Южный Поток в результате расхождений между Eni и Газпромом по поводу участия в проекте третьего партнера, французской компании Edf. Как заявил Путин, французская группа претендует на 20% участия в проекте. Впрочем, он не упомянул о причинах разногласий между Eni и русским гигантом, то есть о распределении квот. Работы по постройке газопровода должны начаться в первые шесть месяцев 2012 года, согласно заявлениям Берлускони и Путина. Русский премьер повторил, что не будет ни задержек, ни технических проблем, что доказывает опыт строительства газопровода Голубой поток, проходящего по дну Черного моря. По всей видимости, Eni и Газпром твердо намерены работать вместе и в других местах, включая Африку. “Мы не должны предоставлять все поле деятельности Китаю”, – заявил Берлускони.
Pirelli в России
В итальянской делегации принимал участие также Марко Тронкетти Провера, президент компании Pirelli, который, по словам Берлускони, в ходе утренней встречи проиллюстрировал проект инвестиций в Россию, предполагающий возможность приобретения новых предприятий. Один из журналистов попытался перевести разговор на итальянские темы, спросив о разногласиях между Берлускони и Джанфранко Фини. Одна журналистка попросила обоих премьеров дать “рецепт счастливого политического супружества”. “Мы люди традиционного направления, сказал, шутя, Путин, вы заходите слишком далеко”. Но потом он заметил, что он и президент Дмитрий Медведев действуют, “исходя из интересов русского народа”.
Для того чтобы развестись, достаточно одного человека
Берлускони со своей стороны признал, что не добился больших результатов в супружестве. “Повторю то, что я уже недавно говорил, – добавил он, – для ссор необходимо присутствие двух человек, но со мной трудно ссориться. Мне сказали, что если для заключения брака необходимы два человека, то для развода достаточно одного”.